Почему пальмовое масло в молоке - практически миф?

И почему нельзя верить мифам, выстроенным телевидением, СМИ и чиновниками органов надзора.

Все чаще мы сталкиваемся с потребительским мнением о том, что огромное количество пальмового масла, поставляемого в РФ, направляется на производство молочной (и псевдомолочной) продукции. Мы собрали несколько фактов и объяснений, чтобы показать - это не так.

Откуда пошел миф - вся молочная продукция в РФ из пальмового масла?

Фото: Яндекс
Фото: Яндекс

Начнем с того, что суть не в пальмовом масле, а в фальсификате - т.е. продукции, которая содержит пальмовое (или иное растительное) масло или ЗМЖ, но при этом производитель заявляет, что изготовил полностью молочный продукт.

Сами власти серьезно разнятся в оценках доли фальсификата. Однако от статьи к статье, от заявлению к заявлению основным виновником производства фальсификата называют "пальму". Но это традиционно русской народной пословице, согласно которой в чужом глазу соринку видишь, в своем бревно не замечаешь.

В 2018 году в России прошла первая межведомственная проверка качества молочной продукции - Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Роскачество отобрали 250 образцов творога, сливочного масла и молока. Согласно выводам проверяющих, всем обязательным требованиям соответствуют 72 из 90 марок молока, 53 из 82 — сливочного масла и лишь 28 из 73 — творога. Роскачество в пресс-релизе тогда сообщило, что чаще всего растительные жиры используются при производстве масла. В этой категории доля фальсифицированной продукции (ИЗ ОТОБРАННОЙ К ИССЛЕДОВАНИЮ) — почти 14% в натуральном выражении. Для молока этот показатель не превышает 12%, для творога — 2%. Что касается распределения по брендам, то в сливочном масле наличие растительных жиров подтвердилось в 10 из 82 марок, в молоке — в 8 из 90, твороге — в 6 из 73.

Однако согласно заявлениям Роспотребнадзора на основании исследованных проб, массовой фальсификации в молочной отрасли не подтверждается и доля фальсификата не превышает 7-8% в разных категориях, то Россельхознадзор заявляет о доле фальсификата в 50%, а в ряде регионов до 100%. Опять же речь идет об ИССЛЕДОВАННЫХ пробах. Но чиновники зачастую забывают об этом упомянуть.

Год назад мы публиковали сводную таблицу заявлений лоббистов и чиновников о доле молочного фальсификата - так вот, цифры в ней варьируются от нуля до 80%.

Заявления делались в период с 2015 по 2018гг.

Все высказывания чиновников так или иначе имеют определенную задачу.

Так в преддверии введения ЭВС (электронной ветсертификации) снова о молочном фальсификате заговорил Россельхознадзор.

- По нашим данным доля фальсификата на молочном рынке доходит до 30%, а по отдельным категориям до 80%. Если посчитать - это десятки заводов, занятых производством фальсификата. Пока такая история будет продолжаться, натуральное молоко никому не будет нужно. Эту проблему нужно решать технически и первое, на что мы надеемся, это оборот в системе ЭВС. Это не значит однако, что профессиональному сообществу не нужно принимать со своей стороны усилий. Вам нужно стараться сделать так, чтобы заниматься фальсификацией молочной продукции было неприлично, - отметил замруководителя Россельхознадзора Николай Власов.

Постоянные призывы и обвинения в фальсификации звучат со стороны властей. Но помимо этого данные, не вникая, тиражируют СМИ, а также существует иной пласт информационной атаки - организации, представляющиеся независимыми и активно распространяющие статьи о массовой фальсификации. Кому это выгодно и что с этим делать - разговор отдельный. Стоит помнить, что самый надежный способ не попасть на подделку - читать этикетку и помнить, что сливочное масло к примеру не может стоить 30 рублей за 200 гр.

А вот что по поводу пальмового масла в молочной продукции говорит директор Масложирового союза России Михаил Мальцев:

- Мы 3 года делаем баланс молочного жира с Союзмолоком. Они посчитали, сколько молочного жира производится и импортируется в страну, сколько потребляется в виде готовых продуктов и посчитали разницу. Из условных 900 тонн импортируемого пальмового масла на фальсификацию молочной продукции уходит примерно 3,5%. Остальное – это легальная и полноценная продукция. Легальная молокосодержащая продукция занимает 15%.

Сейчас у нас появилась новая, пока небольшая по объемам ниша – высокоолеиновое подсолнечное масло, которое по содержанию олеиновой кислоты даже лучше, чем оливковое. С одной стороны это конкурент оливковому маслу, а с другой в плане фритюра оно имеет лучшие свойства, чем пальмовое. И «Солнечные продукты» выиграли тендер на поставку масла для фритюра в «МакДональдс».

Фальсификацией занимаются не масложировые предприятия, а те, которые занимаются производством молокосодержащей продукции и рисуют на этикетке вместо спреда сливочное масло. Отследить этих товарищей невозможно, потому что они работают не напрямую с поставщиками. Поэтому здесь нужно ужесточение санкций для фальсификаторов, которые совершают подмену понятий. Они зарабатывают не снижением качества, поскольку производят качественный продукт – просто другой.

Если вас заинтересовал материал, подписывайтесь на канал, а также на страницу The DairyNews в Инстаграм -Закулисье молочной отрасли и Facebook - актуальные новости молочного рынка РФ и мира.

Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!
Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал!

Больше новостей на www.dairynews.ru

Вас также может заинтересовать: Какие регионы ввозят больше всего пальмового масла?