Новый китайский корабль собрался очень далеко лететь

7 May
Новый китайский корабль в сборочном цеху.
Новый китайский корабль в сборочном цеху.

Недавно написал о китайской тяжёлой ракете "Чанчжэн-5", сегодня поговорим о её полезной нагрузке в полёте 5 мая. Это новый перспективный пилотируемый космический корабль, пока без официального названия.

Ранее китайцы летали на кораблях "Шэньчжоу". Многие в интернетах пишут, что это копия "Союза", но я не соглашусь. Повторяя общую компоновку "Союза", "Шэньчжоу" имеет множество отличий. Он заметно крупнее и грузоподъёмнее, солнечные батареи поворачиваются на Солнце и вырабатывают больше энергии, орбитальный отсек совсем другой и имеет способность оставаться и работать на орбите после посадки корабля.

Макет капсулы нового корабля после полёта 2016 года.
Макет капсулы нового корабля после полёта 2016 года.

Но вернёмся к новому кораблю. Уменьшенная модель капсулы совершила испытательный полёт ещё в 2016 году, на ракете "Чанчжэн-7". Капсула тогда успешно вернулась.

Обзор нового корабля

Новый китайский корабль
Новый китайский корабль

Американцы считают новый китайский корабль копией "Дракона" от любимого нашего Илона Маска. Но отличий, как водится, тоже немало.

Пассажирская капсула вмещает трёх космонавтов и 500 кг груза по официальным данным. Встречается упоминание, что можно посадить 6 или даже 7 космонавтов без груза. Капсула имеет сменяемый теплозащитный экран и может использоваться многоразово, до 10 раз. Приземление на подушки, которые лопаются при посадке, на видео выглядит очень эффектно.

Стыковочный узел международного стандарта. Теоретически сможет пристыковаться к МКС, если разберутся с навигацией и сближением.

Анимация полёта нового корабля
Анимация полёта нового корабля

Сверхспособности и сравнение с аналогами

Найдите нашу "Федерацию"
Найдите нашу "Федерацию"

В целом китайских новичок входит в тренд кораблей нового поколения: пилотируемая многоразовая капсула без орбитального отсека, 4-7 космонавтов вместимости, возможность полёта к Луне, 22 тонны веса, стыковка к станциям, но есть одна уникальная особенность...

При общем весе, сходном с аналогами (почти 22 тонны), этот вес по-другому распределён. Китайский корабль нового поколения имеет более маленькую и лёгкую капсулу и более тяжёлый приборный отсек.

Более тяжёлый отсек означает гораздо больший запас топлива. Китайский корабль сможет долететь туда, куда не доберутся его российские или американские аналоги. Это общее замечание, пока точный объём топлива и характеристики двигателей китайцы не публиковали.

У китайского корабля есть возможность подниматься на более высокие орбиты (уже доказано в первом полёте, смотри ниже), либо маневрировать на орбите, менять их в более широких пределах, чем конкуренты, летать от станции к станции, маневрировать на орбите Луны и т.д.

Первый испытательный полёт

Обычная и расширенная версия (в первый полёт отправилась расширенная).
Обычная и расширенная версия (в первый полёт отправилась расширенная).

Итак, первый старт нового корабля совершился 5 мая. Корабль был выведен на орбиту 158 x 372 км x 41.101° наклона. Далее запланированы четыре коррекции повышающие орбиту и посадка 8 мая в китайскую пустыню.

6 мая от корабля отделилась экспериментальная капсула для возвращения грузов (отдельная тема, завтра напишу о ней, китайцы хотят повторить провалившийся российский эксперимент с надувным тепловым щитом).

На момент написания этой статьи орбита корабля уже поднята сначала до 227 x 614 км, потом до 299 x 719 км, а затем до 321 x 4980 км. Последняя коррекция должна поднять апогей до 8000 км. Тогда получается, что сам корабль имеет не менее 1300 м/с характеристической скорости. Сами считайте, куда он способен долететь.

Интерьер нового корабля.
Интерьер нового корабля.
Интерьер нового корабля.

Внутри корабля всё нормально. Вместо космонавтов разместили 3D-принтер, уже печатают какие-то шестигранные соты.

Посадка намечена на 5:30 утра 8-го мая. В зоне посадки уже стелят какие-то чёрные маты.