Как, когда и зачем Третий Рейх создавал свой легендарный танк «Тигр»?

Одним из наиболее распространенных символов ужасающей мощи немецкого вермахта стал внушительный и крайне опасный танк «Тигр». Он показал себя весьма эффективным против вражеских танков, однако таких машин на службе у немцев было немного. Кроме того, «Тигра» достаточно долго доводили до ума, первые экземпляры были совсем уж немногочисленными и сырыми, их советские бойцы под Ленинградом подбивали без особых проблем. Однако последние годы войны затянулись в том числе и благодаря применению новой техники, которая наносила урон «Шерманам» и «Тридцатьчетверкам». Но когда же немецкое руководство поняло необходимость создания массовой тяжелой бронетехники?

Ныне остался лишь один танк «Тигр», способный самостоятельно передвигаться. Он принимал активное участие в съемках фильма «Ярость». А вот иные режиссеры были вынуждены выкручиваться самостоятельно, создавая лже-«Тигры»  на шасси иных машин. Источник фотографии: https://www.tumblr.com
Ныне остался лишь один танк «Тигр», способный самостоятельно передвигаться. Он принимал активное участие в съемках фильма «Ярость». А вот иные режиссеры были вынуждены выкручиваться самостоятельно, создавая лже-«Тигры» на шасси иных машин. Источник фотографии: https://www.tumblr.com

Сами разработки внушительного по массе танка, который был бы оснащен мощным орудием, начались еще в далеком 1935 году. Некое же подобие грозного в будущем «Тигра» появилось, как ни странно, еще в 1937 году. Однако, тот вышел недоработанным и скорее напоминал макет, требовались испытания и усовершенствования. Ситуация осложнялась тем фактом, что Германия официально по условиям Версальского договора не должна была иметь тяжелой техники, даже самые первые танки — PzKpfw I и II — конструировались в строгом секрете и являлись прологом к созданию более адекватных машин. Кроме того, доктрина немцев подразумевала применение крайне мобильных подразделений для молниеносного разгрома ошалевшего противника. Поэтому Гитлер и компания сделали ставку на более маневренные, дешевые, а, главное, надежные и доработанные танки PzKpfw III и PzKpfw IV, которые с успехом выносили армии французов, бриттов, поляков и прочих «неудачников» того периода. Опасения некоторых генералов вермахта на тему того, что же они будут делать с вражескими монстроподобными махинами типа Char B1 или Т-35 оказались напрасными — те танки порой доставляли немцам проблем, но лишь в отдельных случаях, серьезно повлиять на исход кампаний тяжелые машины не сумели. Оно и понятно: когда у тебя нет бензина и снарядов, отсутствует поддержка авиации, артиллерия замолчала а пехота полегла — никакой чудо-танк не спасет от верного поражения.

Источник фотографии: https://www.tumblr.com
Источник фотографии: https://www.tumblr.com

А что же «Тигр»? А он потихоньку дорабатывался, к 1941 году фрицы уже успели обкатать две вменяемые модели. Правда, одна из них была вообще без башни и какого-либо орудия на ней, а ко второй припаяли башню от танка PzKpfw IV. В общем, пока у гансов дела на фронтах шли замечательно, конструкторы тоже особо не торопились, дела шли ни шатко ни валко. Все изменилось с началом войны с Советским Союзом. Мало того, что РККА уже имела на вооружении танки КВ-1 и Т-34, которые порой доставляли немцам проблем, так и сама тактика блицкрига сработала только в первые месяцы. После адовых боев лета 1941 года Красная армия слегка оправилась и окопалась, вермахт же начал сдавать. Армии срочно требовался новый эффективный и массовый танк, который мог бы как уничтожать новые советские танки, так и сносить окопавшиеся отряды бойцов вместе с орудиями. Гитлер еще весной 1941 года дал разработчикам указания, по которым новое чудо военной мысли должно было выносить все наземные цели, будь то укрепления или тяжелый танк конкурентов.

На Курской дуге было не так уж и много «Тигров», но они едва не взломали глубокоэшелонированную оборону советских войск, которую те возводили много месяцев... Источник фотографии: https://www.tumblr.com
На Курской дуге было не так уж и много «Тигров», но они едва не взломали глубокоэшелонированную оборону советских войск, которую те возводили много месяцев... Источник фотографии: https://www.tumblr.com

Закончить работу над «Тигром» взялись два конкурента — очень влиятельные и крупные компании, прославившиеся своими успехами на поприще машиностроения. Одна фирма называлась «Порше» и возглавлял ее легендарный, гениальный конструктор Фердинанд Порше. Этот действительно талантливый человек пользовался благосклонностью самого фюрера и в своем успехе не сомневался. Вторая фирма также была крайне раскрученной и существовала аж с начала девятнадцатого века, кроме того, у нее был большой опыт в плане создания и выпуска танков. Она называлась «Хеншель». Заказы были изготовлены специально к круглой дате — к 20 апреля 1942 года, как подарок Гитлеру на день рождения. И проект фирмы «Хеншель» в процессе испытаний показал себя с лучшей стороны, выиграв гонку. Правда, «выиграла» только лишь ходовая часть нового танка, оказавшись более маневренной и, что самое главное, дешевой в изготовлении. А вот «макушку» в конце концов позаимствовали у Фердинанда Порше, оснастив ее убойной пушкой, основанной на зенитке FlaK 18/6. Последний писк немецкой военной моды отличился мощнейшей лобовой броней, удобством для экипажа и способностью расправиться практически с любым противником. Появление этих левиафанов на поле боя вынудило как СССР, так и американцев с англичанами также браться за усиление брони и огневой мощи своих танков.

Немецкие танковые асы вели счет уничтоженным танкам врага на десятки и сотни... Источник фотографии: https://www.tumblr.com
Немецкие танковые асы вели счет уничтоженным танкам врага на десятки и сотни... Источник фотографии: https://www.tumblr.com

Вот так, немецкие сумрачные гении работали над своим непобедимым супер-танков еще с 1935 года, но поставили их на поток лишь в 1943 году, когда без тяжелой бронетехники стало воевать совсем невозможно. И, на какое-то время, «Тигры» облегчили фрицам положение на поле боя... С вами вел беседу Темный историк, подписывайтесь на канал и вступайте в мое сообщество в соцсети Вконтакте. Ставьте лайки статье, если она пришлась вам по вкусу.