Ангельская иерархия в христианской теологии и светском религиоведении

9 October 2020

В христианстве ангельская иерархия выступает одним из фундаментальных вопросов ангелологии как теологической (богословской) дисциплины. Это упорядоченное представление о статусах ангелов, основанное на принципе триадического построения, где каждый статус (чин) определяет функции ангела как духовного, либо физического проводника воли бога.

В религиоведении, которое в отличие от теологии является светской наукой, ангелология и демонология рассматриваются как равнозначные элементы религиозной мифологии. При этом и богословие и религиоведение как основной источник сведений об ангелах используют так называемые откровения – это события и явления, в результате которых бог раскрывает человеку свою волю, предоставляя определенный (как правило – семантически узкий) спектр сведений об окружающем мире или о самом человеке. Примером такого откровения может служить Откровение Иоанна Богослова из Нового Завета.

«Успение Богородицы» Франческо Боттичини показывает три «уровня» и девять «типов» ангелов
«Успение Богородицы» Франческо Боттичини показывает три «уровня» и девять «типов» ангелов

Сразу отмечу, что в христианстве нет устоявшейся системы ангельских чинов, принимаемой совершенно повсеместно за единственно верную. Разработка ангельской иерархии активно велась христианскими богословами с первых веков нашей эры до Позднего Средневековья, в дальнейшем оригинальные версии уже не предлагались – только новые интерпретации уже существующих.

Однако почти все эти версии делят ангелов на типы (чины) в соответствие с тремя уровнями (сферами, хорами), а как информационный базис используют откровения из Ветхого и Нового Завета. Например, на основании Послания Колоссянам, Послания Ефесянам, Первого послания Петра, Первого послания к Фессалоникийцам и Послания Иуды были определены такие чины как Начала, Силы, Власти, Господства и Архангелы, которые не известны традиции иудаизма.

Все варианты иерархий предлагают от 9 до 11 чинов, в отдельных версиях количество чинов уменьшается или увеличивается, зачастую в них меняются названия и последовательность. Некоторые теологи, например – Афанасий Великий и Григорий Богослов, просто перечисляли чины, не указывая на их функции и положение в общей иерархии. Вариант, приведенный в Апостольских постановлениях, уникален тем, что чины там сгруппированы попарно.

На сегодняшний день христианской теологии известно несколько десятков ангельских иерархий, но перечислять их все нецелесообразно, так как многие просто меняют местами, добавляют или убирают отдельные чины, не демонстрируя концептуальных отличий. В светском религиоведении и русском христианском богословии шире других распространена иерархия, представленная Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его работе «О божественной иерархии».

Портрет Псевдо-Дионисия Ареопагита из книги «Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecz, latins et payens» Андре Зевета (1584 год)
Портрет Псевдо-Дионисия Ареопагита из книги «Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecz, latins et payens» Андре Зевета (1584 год)
Псевдо-Дионисий Ареопагит – неизвестный автор уникального сборника откровений, который был написан на греческом языке и в последствии получил название «Ареопагитский корпус» (Corpus Areopagiticum на латыни). Предположительное время написания – I век нашей эры, однако сам текст встречается не ранее VI века. Этот источник содержит колоссальный объем сведений о христианской мифологии и считается одним из самых авторитетных. Сам же автор получил свое необычное имя потому, что долгое время создателем этих текстов считали Дионисия Ареопагита, ученика апостола Павла. В дальнейшем эта версия была признана недостоверной и автора «Ареопагитики» стали называть Псевдо-Дионисием из-за схожести стилистики текстов.

Ангельская иерархия по Псевдо-Дионисию Ареопагиту (чины указаны в порядке убывания по статусу):

  • Высшая иерархия – Серафимы, Херувимы, Престолы.
  • Средняя иерархия – Господства, Силы, Власти.
  • Низшая иерархия – Начала, Архангелы, Ангелы.

В текстах теологов слово «иерархия», которое использовал сам Псевдо-Диониси, часто заменяется словами «сфера» или «триада», что не имеет концептуального значения. Кстати, именно эту иерархию с минимальными изменениями использовал Данте Алигьере в «Божественной комедии».

Любопытно, что сам Псевдо-Дионисий в другой части «Ареопагитского корпуса» приводит альтернативную иерархию, в которой все чины расположены в обратном порядке. То есть, например, для Низшей иерархии самый высокий чин – Ангелы, а самый низкий – Начала. Почему автор приводит два вариант иерархии – неизвестно, сам он это никак не объясняет.

Описания и функции ангельских чинов

Серафимы. Слово происходит от ивритского שׂרף‏‎ (сараф), что значит «пламенеющий». Как и большинство ангелов, Серафимы внешне отличаются от людей только наличием крыльев. У этого чина шесть крыльев – два крыла закрывают лицо, два крыла ноги, а средняя пара используется для полета. По апокрифической Книге Еноха, где Серафимы названы Серафиэль, у них головы орлов и они излучают столь яркий свет, что даже другие ангелы не могут их рассмотреть. Задача Серафимов – «воплощать святые цели бога на земле». По Книге Исайи и некоторым другим источникам, Серафимы – «хранители престола божьего».

Серафимы окружают божественный престол, иллюстрация из рукописи XIV века «Petites Heures de Jean de Berry».
Серафимы окружают божественный престол, иллюстрация из рукописи XIV века «Petites Heures de Jean de Berry».

Херувимы. Слово происходит от ивритского ‏כרובים (керубим), однозначной версии перевода нет, самые распространенные – «подобный юноше», «могущественный», «милостивый», «крылатый бык». Подробного описания тоже нет, указывается, что они обладают крыльями (четыре или шесть) и лицами, причем у каждого Херувима по четыре лица – человека, быка, орла и льва. По Иоанну Златоусту, глаза у Херувимов не только на лице, но также на теле и крыльях, а по Клименту Александрийскому у них двенадцать крыльев. В Бытии и Книге Пророка Иезекииля говорится, что Херувимы охраняют путь в Эдемский сад и престол бога на Небесах. Вероятно, это ангелы-воины. Распространенное заблуждение – отождествление Херувимов с популярным иконографическим образом крылатых младенцев, которые называются путти (или путто).

Херувим, описанный Иезекиилем, образ в традиционной христианской иконографии
Херувим, описанный Иезекиилем, образ в традиционной христианской иконографии

Престолы. На иврите – אופנים‏‎ (офаним), этимологически слово обозначает место, на котором сидит бог (поэтому иногда чин называют не «Престолы», а «Троны»). Описание и функции нигде не приводятся. По одной из богословских версий, в соответствие с названием чина Престолы буквально формируют трон, на котором восседает бог. Вероятно, они каким-то образом близки к Херувимам, возможно – подчиняются им. По книге Еноха функции этого чина аналогичны функциям Херувимов – охрана престола бога на Небесах. Однако некоторые богословы вообще не считают Престолов ангелами, потому что остальные ангелы антропоморфны, но Престолы, согласно Книге пророка Даниила, выглядят «необычно» даже для других ангелов. В иудаистической теологии Престолы под именем Офанимов играют роль колес Небесной Колесницы Господа (Меркабы), но при этом сохраняют статус живых существ.

Престол в росписи монастыря в Бартон Турф, Норфолк, Великобритания
Престол в росписи монастыря в Бартон Турф, Норфолк, Великобритания
Ангелы Высшей сферы – Серафимы, Херувимы, Престолы – служат богу непосредственно на Небесах. По всей видимости, они не взаимодействуют с людьми и никогда самостоятельно не спускаются в земной мир. Нет сведений, что эти ангелы сильнее ангелов других сфер, но они определенно имеют самый высокий статус из-за своей приближенности к богу.

Господства. Иногда также называются Светлостями или Доминионами. В Ветхом Завете не упоминаются, но присутствуют в Новом Завете и апокрифической литературе (например, в Книге Еноха). Внешне описываются как типичные ангелы – красивые люди с парой крыльев за спиной. Отличительная особенность – некая «сфера света» на рукоятке клинка, либо прикрепленная к голове (каким именно образом – не уточняется). У Господств две функции. Первая – «наставление земных царей мудрому управлению», вторая – непосредственное управление всеми нижестоящими ангельскими чинами.

Мозаика потолка Баптистерия во Флоренции изображает (в самом внутреннем восьмиугольнике) семь категорий ангельских существ (все, кроме Серафимов и Херувимов), под которыми находятся их латинские обозначения.
Мозаика потолка Баптистерия во Флоренции изображает (в самом внутреннем восьмиугольнике) семь категорий ангельских существ (все, кроме Серафимов и Херувимов), под которыми находятся их латинские обозначения.

Силы. Иногда также называются Добродетелями, Могуществами или Твердынями. В библейских текстах упоминаются только в Послании к Ефисянам. Согласно Псевдо-Дионисию и Фоме Аквинскому, именно Силы даруют сверхъестественные способности (прозорливость и способность творить чудеса) «угодникам божиим». Внешность ангелов этого чина нигде не описывается.

Ангел Откровения Уильяма Блейка
Ангел Откровения Уильяма Блейка

Власти. Также называются Полномочиями. В греческих переводах Библии с Властями иногда ассоциируют слово неясной этимологии Exousia (Ἐξουσία). Описываются Власти как типичные ангелы, но наделены конкретными воинскими атрибутами – доспехами, копьями и щитами. У этого чина две функции, первая – управление движением небесных тел и сохранение порядка в космосе. Вторая – изгнание «злых духов» (по одной из версий – падших ангелов), материализовавшихся в земном мире.

Ангелы-власти, мозаика XIII века, Флорентийский баптистерий.
Ангелы-власти, мозаика XIII века, Флорентийский баптистерий.
Если ангелы Высшей сферы всецело принадлежат Небесам и всегда находятся подле бога, то ангелы Средней сферы занимают промежуточное место между небесным и земным мирами христианской мифологической системы. Они непосредственно влияют на земной (материальный) мир и обеспечивают сохранение порядка, установленного богом. Вероятно, чины Средней сферы во всех смыслах ближе к людям, чем чины Высшей сферы.

Начала. Также иногда называются Княжествами, Правителями или Архонтами. По Исидору Севильскому, Начала возглавляют подчиненные им группы других ангелов (вероятно – собственно Ангелов и Архангелов). Задача Начал – наставление народов и социальных институтов (включая институт церкви). Также этот чин ответственен за передачу приказов от ангелов Высшей и Средней сферы нижестоящим в иерархии Ангелам и Архангелам. Начала определяются как «наставники и защитники царства земного», они изображаются как типичные ангелы, но с атрибутами власти – в короне и со скипетром. В кембриджских комментариях к Библии Короля Иакова говорится, что Начала вдохновляют людей на научные изобретения и великие деяния в области искусства.

Ангелы-начала; мозаика XIII века, Флорентийский баптистерий
Ангелы-начала; мозаика XIII века, Флорентийский баптистерий

Архангелы. На греческом – ἀρχάγγελος (архангелос), что значит «главный ангел». Принято считать, что в христианской мифологии несколько Архангелов, но на самом деле везде, где в Библии присутствует это слово, оно употребляется только в единственном числе и только в отношении Михаила. Исключение – в Книге Товита Архангелом назвал Рафаил, там же сказано, что всего есть семь Архангелов. Но Книга Товита – это второканонический католический текст, который даже в среде католиков признается далеко не всеми богословами. По мнению некоторых теологов, Архангелом также является Гавриил, однако в Книге пророка Даниила и в Евангелии от Луки он назван Ангелом. Архангелы во множественном числе упоминаются в Книге Еноха и в некоторых других апокрифических текстах, в частности – у Еноха встречается Архангел Уриил (дословный перевод имени – «свет бога»). То есть если исключать апокрифическую литературу, Архангел в христианстве всего один и это Михаил. Что логично, потому что в Откровении Иоанна Михаил ведет армию ангелов в битву против сил сатаны. То есть он не просто ангел-воин, он ангел-военачальник, отсюда его титул – «главный ангел» или «великий ангел». В иудаизме ситуация с концепцией семи архангелов несколько иная, но это тема отдельной публикации, здесь мы рассмотрим ангельскую иерархию применительно к христианской теологии.

«Архангел Михаил попирает сатану» Гвидо Рени (церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Консесионе, Рим, 1636 г.)
«Архангел Михаил попирает сатану» Гвидо Рени (церковь капуцинов Санта-Мария-делла-Консесионе, Рим, 1636 г.)

Ангелы. На греческом Ἄγγελος (Angelos), на иврите – מַלְאָכִים (malakhim), в переводе – «посланник». В абсолютном большинстве библейских эпизодов, где речь идет об Ангелах, имеется ввиду данный ангельский чин (в англоязычных теологических источниках их иногда называют «простые ангелы»). Именно этот чин воплощает ангела в его традиционном образе – красивое андрогинное (либо акцентировано мужского пола) человекоподобное существо с парой белых пернатых крыльев за спиной. Два других атрибута Ангела – сияющий ореол вокруг головы и так называемое «божественное сияние», источаемое телом посланника. Ангелы ближе остальных чинов к людям, они постоянно присутствуют в земном мире, а их функции исключительно разнообразны, но так или иначе связаны с непосредственной помощью и наставничеством. Самый распространенный тип Ангелов – это Ангелы-хранители, чаще всего – персональные (хотя Михаил, например, в Книге пророка Даниила назван Ангелом-хранителем Израиля наряду с Гавриилом). Святой Августин отмечает, что «ангел – это название должности, но не определение природы божественного существа». По Фоме Аквинскому, хотя Ангелы знают и могут больше, чем люди, они далеко не всеведущи и не всесильны.

Ангел-хранитель русская икона XIX века
Ангел-хранитель русская икона XIX века
Среди всех триад ангельской иерархии ангелы Низшей сферы сильнее остальных чинов связаны с миром людей. Судя по всему, они практически никогда не покидают земное царство и большая часть событий, связанных с проявлением божественного в жизни человека, опосредуется деятельностью именно этих трех чинов. При этом нет никаких указаний на то, что ангелы Низшей сферы в чем-то уступают ангелам других сфер, а само слово «низшая» однозначно не имеет здесь негативного подтекста, определяя лишь локальную привязку этих чинов (ведь согласно христианской мифологии, Небеса находятся буквально над земным миром).

Христианские богословы официально признали существование ангельской иерархии только в IVвеке нашей эры, однако на тот момент оставался вопрос о природе ангелов – являются ли они существами материальными (имеют физические тела) или духовными (не имеют физических тел), были ли они сотворены, подобно людям, или их генезис отличался от генезиса жителей земного царства. И наконец – могли ли ангелы размножаться подобно людям (что определенно так, если брать в расчет апокрифическую литературу и в первую очередь – Книгу Еноха, в одном из эпизодов которой речь идет о нефилимах, порожденных союзом смертных и ангелов).

В текстах средневековых богословов наиболее полная ангельская иерархия присутствует в работах Фомы Аквинского «Summa contra Gentiles», «Summa Theologica» и «De substantiis separatis» (XIII век), именно его взгляды на ангелологию во многом легли в основу «Dei Filius», догматической конституции, принятой на Первом Ватиканском Соборе в 1869 году. Тем не менее, как я уже сказал, ни один из вариантов ангельской иерархии до сих пор не признан единственно верным ни в одном из направлений христианства. Хотя иерархия Псевдо-Дионисия Ареопагита имеет наибольший вес среди католиков и православных, и именно она приводится в большинстве современных теологических работ.

С точки зрения богословия, ангельская иерархия позволяет лучше понять «замысел божий», она проливает свет на многие чисто мифологические вопросы христианской космогонии и мироустройства, как следствие – помогает христианину самоидентифицироваться. Кроме того, как сказал Томас Розик из Конгрегации Святого Василия: «Образ ангела важен, ведь он дает людям четко определенную убежденность в том, что бог тесно связан с человеческой жизнью». В светской культурологии иерархия ангелов рассматривается лишь как органичный элемент религиозной концепции, призванный решать вполне конкретные социальные задачи в рамках деятельности института церкви.

В иудаизме и исламе есть свои ангельские иерархии. Их значительно меньше, чем в христианстве, но они сильно отличаются по описаниям и функциям ангельских чинов (хотя их общее число примерно одинаково). Как отдельные группы ангельских иерархий можно выделить оккультные иерархии, например – иерархию Френсиса Барета и иерархию Герметического Ордена Золотой Зари, который хотя и базировался на каббалистических концепциях, все же привнес в оккультную ангелологию и демонологию множество элементов так называемой традиционной магии. Но все это – уже совсем другие истории…

Источники:

  • Иванов М. «Ангелология»;
  • Бенчев И. «Иконы Ангелов. Образы небесных посланников»;
  • Чейз С. «Ангельская духовность»;
  • Макинерни Р. «Избранные произведения Фомы Аквинского»;
  • Коупленд М. «Термины и описания ангелов»;
  • Фарес Э. «Ангелы и ангельское царство»;
  • Татум Д. «Иерархия ангелов»;
  • Псевдо-Дионис Ареопагит «Небесная иерархия»;
  • Библия-онлайн;
  • Архимандрит Никифор «Библейская Энциклопедия».

Канал на Ютубе

Группа в ВК

Блог на Пикабу