5 главных российских хорроров 2018-го

В 2018-ом не осталось ожидаемых российских ужастиков, а значит можно анализировать успехи местных киноделов в хоррор-жанре. Вдруг, среди клише и низкопробных скримеров, появятся легкие намеки на жанровый ренессанс и красивые концепции? Вряд ли, но проверить стоит.

1. "Русалка. Озеро мертвых"

Вот он, русский аналог Джеймса Вана. И имя ему Святослав Подгаевский. Создатель "Пиковой дамы" и "Невесты" в 2018-ом разразился новым хоррором. Да еще и с двойным названием, а значит вдвойне крутым. Если без шуток, то Подгаевский действительно считается эдаким спасителем российских ужастиков и раз за разом он выдает довольно любопытные идеи, которые отчаянно нуждаются в адекватной реализации. То же самое и с "Русалкой". Думая о внедрении российского фольклора в жанр, режиссер забывает, что строить все пугалки на скримерах - уже моветон. Впрочем, даже это всяко лучше того, что впереди.

2. "Проигранное место"

Режиссерский дебют Надежды Михалковой (дочери Никиты Сергеевича) неожиданно пришелся на ужастик. С тех пор ДБЛЗМ мучается в попытках найти хоть одну причину, почему был выбран настолько сложный жанр, и где, по дороге к созданию фильма, Михалкова растеряла все свои идеи. Сама она, кстати, говорила, что не любит хорроры... А если бы любила, то история о проклятом кинотеатре, убивающем подростков, могла работать сразу в двух направлениях: в стандартном - как ужастик, и в философском - как монолог о поглощающей магии кино. Но Михалкова вводит откровенно лишние эпизоды, забивает на персонажей, а после играет на детективном поле. Тогда же и выдает один из худших твистов в истории "хорроростроения".

3. "Фото на память"

Хоррор Антона Зенковича уже появлялся в нашем списке худших картин 2018-го. Прошло несколько дней, а мнение ДБЛЗМа по поводу "Фотки на память" ни капли не изменилось. Да и поводов, прямо скажем, не было. Залежавшийся сюжет о группе подростков и зловещем фотоаппарате все еще ведет в далекий 92-ой, к повести Роберта Стайна "Смертельное фото". Зенкович не может в саспенс, а персонажи остаются типичными картонками, страдающими, в первую очередь, не от фотоаппарата, а от отсутствия мозгов.

4. "Проводник"

Сериальному режиссеру Илье Максимову есть чем гордиться. Для своего кино-дебюта он заполучил солидный бюджет, звездную Александру Бортич и, судя по всему, крайне неплохую прокатную историю. С блэкджеком и Китаем. Ну и слава Богу. На фоне жанровых сородичей "Проводник" может похвастать смотрибельностью. Разговоры с призраками - это, конечно, не новость для жанра, а напугаться едва ли получится, но в фильме есть на что посмотреть. Максимов неплохо поработал над атмосферой и визуалом и отказался от дурацких скримеров. А еще, о боги, он знает, что такое саспенс!

5. "Профайл"

БОНУС

Еще не вышедший триллер от Тимура Бекмамбетова. Фильм появится в российском прокате лишь в апреле 2019-го. Это очень странная задержка, если учитывать полную готовность картины и показы, как на Берлинале, так и на Московском кинофесте. Однако, премьера "Профайла" все же состоялась в этом году, и не упомянуть успешный проект соотечественника было бы неправильно. Тем более, что Бекмамбетов снова экспериментирует в скринлайф-формате. На экране монитора - диалог между террористом и журналисткой, внедряющейся в ряды одной "запрещенной в России организации". Главная интрига: сможет ли Тимур выжать напряжении из статики? Узнаем в апреле.