8848 subscribers

"Кинолюбитель" (1979)

130 full reads
187 story viewsUnique page visitors
130 read the story to the endThat's 70% of the total page views
1 minute — average reading time

Жан-Люк Годар сказал: «Фотография — это правда. А кино — это правда 24 кадра в секунду». В особенности эти слова можно сказать про документальное кино, со съемок которого начинал Кшиштоф Кесьлёвский. В своей книге «О себе» Кшиштоф Кесьлёвский написал о следующем интересном случае, наглядно иллюстрирующем концепцию «правдивости кино».

В 1982 году, в годы военного положения и президентства генерала Войцеха Ярузельского, Кесьлёвскому удалось получить разрешение снять фильм о работе судов. Когда режиссер начинал снимать судебные заседания, стали происходить странные вещи, потому что судьи начали давать только условные сроки. Одной из причин был банальный человеческий страх перед камерой, потому что судьи не хотели «оставить на пленке след» своей несправедливости для будущих поколений.

"Кинолюбитель" (1979)

Вернемся в 1979 год, когда Кшиштоф Кесьлёвский снял свой четвертый игровой фильм – «Кинолюбитель». Простой снабженец завода Филип живет счастливо, спокойно и размеренно – у него есть квартира, работа, любящая жена и совсем недавно родилась дочка. Для съемок жизни дочери он приобретает простую любительскую кинокамеру, но об этом узнает начальство и поручает Филипу снять короткометражный фильм об юбилее завода…

Практически любой человек мечтает. Мы можем мечтать о чем угодно – о крутом автомобиле, о зеленоглазой блондинке, о швейцарских часах, о вилле на берегу моря или еще о чем-то. Кто-то по натуре менее материалистичен и мечтает о творческой самореализации, чтобы вырваться из замкнутого круга обыденности. Конечно, в свои мечты надо верить, но есть и другая сторона медали, выраженная в поговорке: «Мечтать нужно осторожно, мечты могут сбыться».

"Кинолюбитель" (1979)

Филип – простой мужик. Он пьет водку, он не очень образован, он любит трескать хлеб по ночам и очень волнуется на важных поворотах своей жизни. Внезапно его жизнь круто меняется, когда его первый любительский фильм показали на кинофестивале. Филип получил возможность общаться со столичной творческой интеллигенцией, которая потихоньку начинает воспринимать его всерьез. Благодаря этому, у Филипа расправляются плечи.

Как я уже писал, мечты иногда сбываются. В случае реализации нематериалистичной мечты еще встает тематика ответственности за свое творение. Поначалу Филип находится в эйфории от возможности снимать фильмы на те темы, которые его интересуют. Постепенно качество его любительских фильмов повышается и их начинают брать на телевидение, и он уже готов взять на себя роль обличителя пороков социалистического общества.

"Кинолюбитель" (1979)

«Кинолюбитель» снимался в социалистической Польше и поэтому непременно встает тематика цензуры. Внешняя цензура всегда порождает в гражданах внутреннюю цензуру, но каким-то образом детдомовец Филип смог родиться внутренне свободным человеком. При этом режиссер никогда не был непримиримым критиком режима, он был объективистом и в «Кинолюбителе», в отличие от «Покоя» он показал начальство Филипа, как людей, старающихся помочь рабочим.

Иной проблемой большинства начинающих творческих людей является видение мира в черно-белых тонах и желание показать остальным именно свое видение мира. Но на самом деле жизнь намного сложнее и в ней периодически приходится делать неприглядные вещи, чтобы добиться чего-то. В особенности эти слова правдивы в отношении обществ, построенных на лжи, одним из которых являлась Польша времен заката «реального социализма».

"Кинолюбитель" (1979)

Наконец, не будем лукавить – немалое количество людей мечтают о славе. Кшиштоф Кесьлёвский был редким исключением из этого правила, потому что его мучила сваливавшаяся на него в 1990х европейская слава. И «Кинолюбитель» поднимает важный вопрос – можно добиться славы, но какой ценой? Готов ли ты ради признания отринуть свое прошлое окружение и заставить плакать своих любимых? Если нет, то хорошенько подумай, перед тем как мечтать о славе.

«Кинолюбитель» - размышление режиссера о роли кино, о мечтах, об ответственности творца, о цензуре, о реальной картине социалистического общества и о цене славы. Несмотря на то, что фильм снимался в социалистической Польше, поднятые в нем вопросы не утратили своей актуальности и их может понять любой, в отличие от ряда работ Анджея Вайды. Рекомендую посмотреть и задуматься.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/102804.html.