8751 subscriber

"Спасай, кто может (свою жизнь)" - бриллиант от Годара

107 full reads
140 story viewsUnique page visitors
107 read the story to the endThat's 76% of the total page views
1 minute — average reading time

Жан-Люк Годар, как много в этом слове для сердца киноманского сплелось! Когда-то я с придыханием смотрел и пересматривал все его фильмы, но со временем я начинал понимать, что некоторые его фильмы сильно переоценены и представляют из себя малопонятные упражнения в политизированном интеллектуализме. При этом в его фильмографии попадались настоящие бриллианты, не утрачивающие своей силы и по сей день.

Для меня одним из таких бриллиантов стал «второй первый» фильм Годара «Спасай, кто может (свою жизнь)». Впервые я его посмотрел еще на первом курсе ВУЗа, и эта была «любовь с первого взгляда» (как с «Конформистом», посмотренным в 15 лет). За последние восемь лет я неоднократно пересматривал этот фильм, и он по-прежнему затрагивал какие-то струны внутри меня (извините за банальность). Чем же он отличается от иных и более раскрученных фильмов Жана-Люка Годара?

"Спасай, кто может (свою жизнь)" - бриллиант от Годара

«Второй первый» фильм Жана-Люка Годара подводит черту его прошлому радикализму. От прошлых великих мыслей и мечтаний остался лишь вираж и движущиеся оболочки, ранее именуемые людьми, которым все труднее и труднее понять и взаимодействовать друг с другом. А новым людям уже нет дела до «неудачников прошлого», вроде Че Гевары, они нацелены только на одно – деньги.

По мнению Жана-Люка Годара, в новой эпохе, свободной от радикализма, все большую и большую роль начинает занимать всеобъемлющая механизация, включая сексуальную механизацию. А люди, заставшие прошлое, пытаются по-своему убежать от механической поступи механизации.  Но каждый из них должен делать это самостоятельно, потому что человекоподобные аппараты более не способны на человеческие эмоции.

"Спасай, кто может (свою жизнь)" - бриллиант от Годара

Фильм строится вокруг трех персонажей: режиссера Поля Годара, журналистки Дениз и проститутки Изабель. Каждый из персонажей получает свою самостоятельную часть в фильме (озаглавленные «Пролог», «Воображаемое», «Страх», «Коммерция» и «Музыка») и они периодически сталкиваются друг с другом в одной из частей. Также фильм сопровождается закадровыми комментариями Маргерит Дюрас.

Журналистка Дениз отчаянно пытается заполнить эмоциональную пустоту в своей жизни. Она работает на телевидении, состоит в опостылевших отношениях с Полем, и ей кажется, что если она переедет в деревню, то она получит новый толчок в личной и творческой жизни. Но она не уверена, хочет ли она уехать на самом деле, поэтому она так и не решается сделать окончательный выбор.

"Спасай, кто может (свою жизнь)" - бриллиант от Годара

Выгоревший режиссер Поль Годар боится. Он боится то, что видео погубит то кино, которое он когда-то снимал, но способен только иногда читать лекции перед безразличной публикой. Он боится остаться один, но ничего не предпринимает, чтобы наладить отношения с бывшей женой и дочерью или Дениз. В этом рефлексирующем неудачнике чувствуется «портрет в кривом зеркале» самого Жана-Люка Годара.

Юная проститутка Изабель свободна от любой интеллектуальной рефлексии. Она, как кассовый аппарат, обслуживает клиентов «с особыми запросами», но она не испытывает никакого удовольствия, а минуты обслуживания использует для размышлений на отстраненные темы. Но на самом деле ей это не нравится, и она мечтает заработать много денег, чтобы стать независимым человеком.

"Спасай, кто может (свою жизнь)" - бриллиант от Годара

Истории троих персонажей переплетаются в сборную мозаику, состоящую из страха, эскапизма, безнадежности и безразличия.  Голос Маргерит Дюрас говорит, как человек пытается громко заявить, что он не машина на конвейере, как женщина не может понять мужчину, как режиссер снимает фильмы, потому что у него нет сил на безделье. Но никому нет дела до интеллектуальной рефлексии, да и смерть не дремлет, обращая свое особое внимание на плывущих по течению рефлексирующих неудачников, любящих откладывать все на завтра.

Анджей Жулавски говорил, что ему в юности Анджей Вайда дал следующий мудрый совет – делай каждый свой фильм, как последний. В этот раз Жан-Люк Годар вложил в «Спасайся кто может (жизнь)» все свои мысли, страхи и переживания и поэтому он получился искренней картиной о разрыве человеческих отношений в новой эпохе. Хотя может быть мне этот фильм очень нравится, потому что меня всегда привлекала тематика разрыва человеческих отношений? Но надеюсь, что кому-то тоже понравится этот фильм.

Ссылка на запись в Живом Журнале: https://dm-bondarenko.livejournal.com/67804.html.