Школа ада

20 December 2018

Are we going to prom or to hell? ©

Мы часто рассказываем вам, дорогие смертные, как сочетаются смерть и искусство, но вот про кино мы писали маловато. Непорядок, исправляемся!

Дисклеймер: да, здесь будут спойлеры, но незначительные.

В 1989 году состоялась премьера фильма «Heathers» (в нашем переводе – «Смертельное влечение»).

Лента, увы, тогда провалилась в прокате из-за посредственного маркетинга, впрочем, этот грустный факт не отменяет достоинств картины и ее актуальности – довольно грустной – спустя 30 лет. «Heathers» поднял много проблем: буллинг, изнасилования, булимия, абьюз. А еще фильм одним из первых в манере черной комедии рассказал, что такое жестокая школьная иерархия, в которой подростки воссоздают ненормальные отношения взрослых людей внутри социума. Неслучайно одна из героинь постоянно повторяет одну фразу: "Повзрослей". Мол, встройся наконец в систему, прими свою роль в низу или верху пирамиды, так надо. Только вот на самом деле семнадцатилетние подростки уже давно повзрослели и сами не заметили, как построили тоталитарное государство в стенах школы; общество, которое чем-то отдает "Повелителем мух" Голдинга. Плюс, в этой ленте впервые был показ образ этаких «королев улья», которые держат в одновременном состоянии блаженного страха и обожания всю школу. Да, всякие-разные «Mean Girls» и «Scream Queens» шли вслед за Хэзер Чендлер, Хэзер Дюк и Хэзер Макнамарой.

Но «Heathers», что для нас особенно важно, – это еще и история про то, что такое подростковый суицид, каким образом молодые люди создают разрушительный культ самоубийц, романтизируют их и наделяют идеальными чертами. Причем печальная ирония фильма состоит в том, что все самоубийцы в нем – мнимые; единственная героиня, которая действительно пытается покончить с собой, является реальной жертвой и объектом издевательств одноклассников. Но это никак не привлекает внимание общества (в отличие от «самоубийства» королевы школы), а ведет лишь к циничному замечанию одной их Хэзер: «It’s just another case of a geek trying to imitate the popular people of school and failing miserably».

Герои фильма игнорируют реальную боль «аутсайдера», но становятся буквально одержимыми, когда речь заходит о «самоубийстве» популярной девушки. Но для большинства из них даже в этом случае речь идет не о настоящей горечи или печали, а именно о жутковатом упоении трауром и эгоизме, который превыше сочувствия: характерна сцена, в которой мы слышим «мысли» некоторых персонажей над гробом Хэзер. В них нет и капли сострадания, зато много пустого тщеславия, жестокости и злорадства.

В конечном счете, в «Heathers» именно социальная структура школы – читай: общества – и тотальное равнодушие и жестокость окружающих методично доводит подростков до суицида или постоянных мыслей о нем (как бы персонифицирует эту мысль один из главных героев, который подталкивает одноклассниц покончить с собой). Суицид становится «популярным» и, по сути, единственным способом избавить себя от мучительного существования в иерархии. И вот именно это по-настоящему страшно в «Heathers» – вынужденное упоение смертью.

Еще нужно упомянуть то, о чем говорить трудно, но необходимо. Фильм, вышедший за 10 лет до Колумбайна, поднимает и тему массового убийства в школе. Собственно, в ленте это явление связано с теми же причинами, которые ведут и к подростковому суициду.

В общем, к просмотру фильм рекомендуем. «Heathers», несмотря на сложную проблематику, удачно балансирует на грани комедии, драмы и трагедии. Это непростое, но очень важное кино. А еще там играет восхитительная Вайнона Райдер (это личные вкусы автора. Конечно, и другие актеры отлично играют).

Традиционная ссылка на видео. В этом ролике детально разобран фильм с точки зрения всех ключевых мотивов:

Еще рекомендуем вам послушать треки из мюзикла «Heathers». Замечательные тексты и музыка, да и многие герои и отношения между ними отражены глубже и сложнее, чем в фильме.

Вот несколько прекрасных каверов: