Единственный человек, видевший Бога-Троицу

77k full reads
163k story viewUnique page visitors
77k read the story to the endThat's 48% of the total page views
5 minutes — average reading time
Единственный человек, видевший Бога-Троицу

В эпоху Ветхого Завета это был Авраам. Но сейчас речь пойдет не о нем. А о единственном человеке, который видел Троицу уже в эпоху Нового Завета.

Это был великий русский (хотя по национальности – вепс) святой – Александр Свирский.

Троица явилась ему в 1507 году в виде трех светозарных ангелов. Важное отличие от явления Троицы Аврааму, когда Бог явился ему под видом трех путников, которые по виду ничем от людей не отличались, так что Аврааму пришлось какое-то время недоумевать о познаниях своих Гостей, пока Бог Сам ему не открылся.

Почему же новое явление Святой Троицы произошло в это время на Руси?

Здесь есть о чем поразмышлять.

Дело в том, что через 500 лет после крещения Руси, ее духовные основы были очень сильно расшатаны невиданной прежде ересью – ересью жидовствующих (в слове «жид» первоначально не было уничижительного антисемитского оттенка – это была просто русская транскрипция слова «иудей»).

К появлению ереси были важные объективные причины. Всеми ожидаемый «конец света», назначенный на 1492 год, когда заканчивалась 7-я тысяча лет «от сотворения мира», так и не состоялся.
Это ожидание было настолько повсеместным и «верным», что даже пасхалии (расчеты дат, по которым определялся праздник Пасхи), дальше этого года не проводились. А зачем – если наступит конец света?

Увы – и тогда ясное предупреждение Господа Иисуса Христа о невозможности точного знания «конца света» не было принято во внимание. Но он так и не состоялся, и естественно, что многие и многие умы поколебались. Значит, что-то не так в вере…

В это время и появляется эта опаснейшая ересь, которую связывают с приехавшим из Киева в Новгород в 1470 году иудеем Схарией.

Суть ереси заключалась в отрицании Бога-Троицы, которое объявлялось «троебожием», в отрицании божественности Иисуса Христа, в непризнание икон, креста, святых мощей – в общем, всего того, на чем утверждала свою веру православная Церковь.

За пару десятков лет ересь успела так распространиться, что перешла из Новгорода в Москву, распространилась как среди мирян, так и монахов, ее приверженцами стали многие священники. Мало того - даже сам глава русской православной Церкви митрополит Зосима и великий князь Иоанн III были затронуты ею.

В общем, со времени крещения Руси – это была самая величайшая опасность, которой когда-либо подвергалось православие на Руси. Повсеместно творились невиданные бесчинства.

Достаточно сказать, что еретики мочились на священные образы, делали из икон лохани для кормления скота, втаптывали кресты в грязь и нечистоты, нарочито кормили просфорами собак и проч., и проч.

А главный удар еретики нанесли по главному догмату христианства – представлению о Боге, как Боге-Троице. Острие их ядовитых и опасных заблуждений не случайно было направлено именно на этот важнейший христианский догмат.

И именно в это время Бог и являет Свой удивительный промысел, являясь в своем троичном образе святому Александру Свирскому.

Знаменательно, что это явление произошло не главным ратоборцам с новоявленной ересью – новгородскому архиепископу Геннадию или св. Иосифу Волоцкому, которые громили еретиков, проводили церковные соборы (1490, 1503, 1504 гг.), добиваясь радикального искоренения ереси.

Это явление произошло далекому от этих баталий святому, чей основанный им монастырь был затерян в глухих северных лесах. Святому, несомненно знавшему о ереси, но никуда не удалявшегося из своей обители и не принимавшему личного участия в борьбе с ней.

И в этом тоже был большой смысл. «Чистые сердцем Бога узрят», а любая борьба, даже справедливая, несомненно, ожесточает и грязнит сердца.

Поэтому даже среди святых того времени не было полного согласия по отношению к еретикам.

Например, св. Нил Сорский осуждал св. Иосифа Волоцкого за его суровые меры против еретиков (вплоть до сожжения) и резко выступал против их казней.

И вот Бог является своим Троичным образом св. Александру Свирскому как бы подтверждая незыблемость троичного догмата, на котором во все времена стояла и стоит христианская Церковь.

Несомненно, что это явление, ставшее известным после смерти святого, укрепило веру православных христиан того времени, дало им явное подтверждение истинности представления о Боге как о Боге-Троице.

А теперь перенесемся в современные реалии. Прошло еще 500 лет – и что мы видим?

Россия поражена еще более страшными ересями. Причем, это уже и не ереси, - это уже почти полное отпадение народа из лона христианства с полным спектром всех возможных вариантов – от атеизма до откровенного дьяволизма.

И самая страшная из этих «ересей» - религиозное равнодушие, когда людям просто «по барабану» - есть Бог, нет ли Его, Троица ли Он или Единица…

Эти все новые и новые поколения религиозных «барабанщиков», вступающие в жизнь в лоне России, добивают последние очаги ее былой православной духовности и христианской веры.

Все откровеннее и явнее поднимает голову старое язычество, рядящееся в новые одежды «родноверия», выдающего себя за «исконную» веру «предков».

В общем, - увы! – современная ситуация гораздо хуже той, которая была 500 лет назад и впервые проверила православие в России на духовную прочность.

Тогда оно выстояло. Нашлись и великие ратоборцы за веру, и великий святой, которому Сама Святая Троица не погнушалась явиться, чтобы показать Свою истинность.

Сейчас в России, похоже (как хорошо бы было ошибиться!), нет уже ни тех, ни других. А значит, ничего хорошего ее впереди не ожидает. И все эти ковидные «мороки» - это только первые «звоночки» грядущих катаклизмов и катастроф.

Кстати, пятьсот лет назад духовные современники ереси жидовствующих говорили с горечью, что ересь бьет в саму сердцевину христианского мировоззрения, заражая человека гордыней и лишая его способности к покаянию.

Разве сейчас – не то же? Все прельщенные современными «ересями» - горды и напыщенны, а скажи, что им нужно каяться – то в лучшем случае засмеют, а то и остервенеют от злости. Они – дескать, не «рабы Божьи», как христиане, они – «свободные люди» и рабами никогда не были и не будут…

А то, что они рабы собственных еретических обольщений – этого они не замечают.

Какое будущее ожидает Россию с такими поколениями обольщенных «еретиков»?..

Преподобный Александр Свирский, моли Бога о нас!