Сладкий страх

В последнее время, наиболее захватывающим и интригующим жанром кинематографа является жанр «хоррор» или фильм ужасов. Его популярность и интерес вызывают у зрителя настолько сильные эмоции и переживания, что обыденный интерес к фильмам подобного жанра уже переходит границу разумного просмотра фильма. Фильмы жанра «хоррор» как наркотик, чем больше их смотришь, тем больше хочется видеть новые и все более страшные сцены, которые захватывают дух зрителя настолько сильно, что он испытывает своего рода «наслаждение» от ощущения и переживания столь жутких эмоций. В связи с этой особенностью, разумно задаться следующим вопросом: Насколько естественен такой страстный интерес к фильмам подобного рода и является ли просмотр фильмов ужаса вредным для психического состояния человека?

Для начала необходимо установить причину, которая подталкивают людей к просмотру пугающих фильмов. В нынешней ситуации, основная причина заключается в относительно спокойном существовании («за окном» нет военных конфликтов и эпидемии чумы), а потому, в целом, жизнь идет мерно и монотонно (даже скучно), и иной раз человеку хочется побывать в эпицентре бурных событий и взбодрить свой внутренний мир просмотром фильма. Фильм ужасов – самый простой и доступный способ повышения внутренней возбудимости организма.

Фильм просмотрен. Что осталось в осадке? Учащенный пульс, внутренние переживания, эмоции, и, возможно, (если зритель «новичок») зарождение какой-либо фобии. Как известно, любая деятельность может стать зависимостью, и просмотр фильмов ужасов не является исключением. Страх является такой же дозировкой – чем больше его потребляешь, тем больше хочется увеличивать его порог. Ведь рано или поздно человек нарабатывает некую «базу страха», благодаря которой он сможет оценивать тот или иной фильм посредством внутреннего опыта. Некоторые ученые утверждают, что подобной эскалации страха опасаться не стоит, напротив, чем больше человек посмотрит фильмов подобного рода, тем выше его иммунитет к страху, и в итоге, такой человек становится невозмутимым и хладнокровным. Но об этом позднее.

Согласно исследованию нескольких университетов, абсолютное большинство взрослых людей испытали влияние фильмов «хоррор» в детстве, «заработав» различные фобии. Многим знакомы такие фильмы как «Челюсти», «Психопат», «Кошмары на улице Вязов» и другие, после просмотра которых, появляются соответствующие фобии (боязнь воды, страх заснуть, боязнь темных переулков и пр.), многие из которых остаются даже у зрелых людей. Помимо фобий, во время просмотра фильмов ужасов в человеческом организме вырабатывается большое количество адреналина, который должен быть использован человеком для избавления от опасности или ее устранения, но так как человек не предпринимает никаких действий, то организм ищет угрозу внутри, посылая антитела бороться с «вирусом». Подобные явления повышают вероятность возникновения болезней, будь то инфаркт, инсульт или язвенная болезнь.

В Техасском университете, также изучали влияние фильмов ужасов на психику человека и его агрессивность, и пришли к выводу, что качественные ужастики, являются тренингом для человеческих нервов. Руководитель исследования, профессор клинической психологии Дэвид Радд говорит, что при просмотре фильмов ужасов мы получаем своеобразное удовольствие, так как наш мозг адекватно оценивает реальность угрозы. Понимая, что в действительности никакой опасности нет, зритель испытывает волнующие ощущения от выброса адреналина. По его мнению, неоднократно повторяющийся аналогичный страх вызывает в мозге определённую «привычку». Привычка к адреналину, и просмотру фильмов ужасов, кстати, замечена не только им, но и другими учеными. Некоторые считают, это может перевести к адреналиновой зависимости, при постоянном просмотре фильмов ужасов и желанию рисковать. Но Дэвид Радд, говорит, что организм "перестаёт реагировать на угрозу, что может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств". Т.е, фильмы ужасов, могут использоваться в клинической медицине. Зигмунд Фрейд также считал подобный страх желаемым, т.е. относящимся к чувствам второго порядка, которые кино скорее артикулирует и ставит под контроль сознания. Фильмы ужасов в этом плане предлагают нам своеобразный анализ и язык реальных страхов, с помощью которых мы можем совладать и с собственными скелетами в шкафу, ну или, по меньшей мере, начать с ними разбираться. В этом смысле смотреть фильмы ужасов скорее полезно – ведь это своего рода бесплатная психотерапия, пусть порой и шоковая, создающая предохранительный фильтр от реальных психических травм и предоставляющая инструмент для изживания уже полученных.

Однако нельзя буквально рассматривать взгляд Фрейда при исследовании влияния фильмов ужаса на психику человека. Фрейд, все же, подразумевал под основой своего анализа психическое расстройство личности, и как средством преодоления его фобии, мог выступать страх. Т.е. целенаправленный, умышленный страх, целью которого является преодоление различного рода фобий, и в данном случае речь идет о психической проблеме индивида, который пытается ее разрешить посредством другого фактора. Здесь же, речь идет о целенаправленном использовании страха, и те факторы и методы, которые он применял в своей современности, нельзя сравнивать с существующим состоянием данной проблемы, которая имеет совершенно иной характер. Любители фильмов «хоррор» целенаправленно испытывают чувство страха вовсе не для того, чтобы избежать каких-либо фобий, скорее даже напротив, просматривая фильмы с жуткими сценариями, индивид тем самым вырабатывает в себе определенную фобию -(помимо прочих фобий, которые коренятся в страхах увиденного, и как следствие предшествующего страха к данным явлениям) патологическую страсть к постоянному триггеру страха. И в данном конкретном случае, излечить страсть к страху, не предоставляется возможным средством для решения существующей проблемы, поскольку данный страх для ее любителя, скорее чувство удовлетворения и даже «радости», ибо испытуемый его индивид, стремится испытывать его вновь и вновь. Удивительным является также тот факт, что любители проверить свои нервы на прочность, хотя и испытывают глубокие потрясения и переживания, и, понимают, что тем самым они нарушают повседневный физический и психологический режим организма, они все же, не считают просмотр таких фильмов тем, что может негативно сказываться на их душевном состоянии. Собственно, для данного индивида, страсть к страху и фильмам с жутким сценарием, не являются как таковой проблемой, поскольку он считает себя лишь ее любителем и ценителем данного жанра, который помогает ему взбудоражить его чувственно-эмоциональный мир. Ученые, которые видят в фильмах жанра «хоррор» некий положительный эффект, в частности, рассматривающие его как медицинскую составляющую при разрешении внутренних душевных проблем, все же, должны учитывать то, насколько социально приемлема такая методика излечения внутренних страхов, сообразно тому, насколько возможно и возможно ли решение проблемы подобным образом. И даже в случае того, если в действительности возможна такая модель, которая помогает в разрешении внутренних фобий, то ученые и психотерапевты, скорее должны видеть данную особенность как применение крайнего метода, как последнее средство, посредством которого можно решать проблему фобии лишь в ее самой крайней форме. И те ученые, которые оправдывают фильмы жанра «хоррор», даже при их повседневном просмотре (а не при использовании их в психическом и медицинском назначении), пытаясь выявить их полезные качества, например, такие как, «тренинг для духа», должны все же понимать, что такие «тренинги», не могут являться верным способом для закаливания души. Существуют гораздо более качественные и приемлемые способы, которыми можно совершенствовать свой дух, и, для этого вовсе не обязательно просматривать фильмы жанра «хоррор». Собственно, все «полезные» качества, которые можно выявить в ходе просмотра данных фильмов, являются самой крайней и самой неудовлетворительной формой их приобретения, поскольку использовать просмотр фильмов жанра «хоррор» для приобретения таких качеств, уже является патологическим отклонением.

 Подобно тому, как если бы человек, просматривающий фильмы ужасов с целью «закаливания духа», спустился бы к дьяволу и попросил бы его, чтобы тот научил его мужеству.

Если мы полностью абстрагируемся от приобретаемых человеком фобий, при просмотре им фильмов ужаса, то даже в этом случае, что же собственно положительного можно обнаружить при просмотре данных фильмов? Помимо психологического и психического влияния, фильмы ужасов оказывают куда более колоссальное влияние именно на духовную составляющую человека. Большинство сюжетных линий данного жанра, предполагает победу зла, и зритель, который становится наблюдателем ее проявлений, скорее больше симпатизирует злу, нежели жалкому подобию человека, который в настоящий момент испытывает адский ужас и пытается всеми силами спастись. Человеку свойственно симпатизировать сильному проявлению духа, а в данном случае эта самая сила, в большинстве ее случаев, принадлежит именно злу. Тем самым, мы подходим к еще одной крайне негативной черте влияния фильмов ужаса – развитие цинизма. Смысл, сюжет и сама постановка фильмов данного жанра, в корне отрицает духовную ценность жизни и не пропагандирует ничего кроме насилия, страха и смерти. Какой нравственный уклад может сформироваться в душе человека при постоянном просмотре таких фильмов?

Таким образом, из этого следует, что люди, которые являются любителями жанра «хоррор», испытывают при его просмотре «нечто», и это «нечто» настолько сильно, и ярким образом отражается на их внутреннем мире, что оставляет в душе чувство глубинного переживания. Однако, стоит отметить, что сильный страх и глубокие душевные переживания, хотя и испытываются любителями фильмов ужаса, но при этом они не выказывают абсолютно никакого отношения относительно самих внутренних потрясений (за исключением единичных случаев), они лишь констатируют факт того, что при просмотре того или иного фильма они испытали «нечто», и в это чувство «нечто» они и выкладывают основу своего отношения, при передаче своих внутренних ощущений и эмоций. Тем самым, любители фильмов ужаса, не делают каких-либо осознанных выводов относительно испытанного ими чувства в ходе просмотра фильма, и продолжают бессознательно стремиться к эффекту, который именуется как «сладкий страх».

 «Сладкий страх» - стремление индивида к постоянному триггеру страха, который настолько безопасен и «сладок» в его чувственном состоянии, что индивиду хочется испытывать его вновь и вновь. Игра со страхом, таким образом, превращается в «дьявольское удовольствие».

Мы можем задаться вопросом: Почему человек, испытавший сильный страх при просмотре какого-либо фильма, не только не пытается каким-либо образом интерпретировать данный факт или осознанно охарактеризовать его составляющую, но и, кроме того, вновь и вновь стремится к просмотру фильмов ужаса? Основным фактором, который был упомянут выше, является условность данного состояния, т.е. состояние полной безопасности. В жизненной ситуации, человек, попавший в какой-либо неприятный инцидент, будет стараться в следующий раз не допустить его повторения. Однако, данная методика «не работает» в случае с испытываемым страхом при просмотре фильмов ужаса, т.к. человек сознательно решает посмотреть тот или иной фильм жанра «хоррор». Тем самым, человек может испытать реальное чувство опасности и страха, но при этом, оставаясь, как ему думается, в состоянии полной безопасности. Получается некая игра с чувством страха, которую можно испытывать по велению собственного желания и сохраняя при этом должную дистанцию.

Дистанция – вот главная сила фильмов ужаса. Человек может играть со злом, испытывать весь его страх и ужас на своей собственной душе, ощущая всю реальность его переживания, но при этом, как кажется, не являясь его частью. Но может ли вода, соприкасаясь даже с каплей чернил, оставаться чистой?

А что думаете Вы? Смотрите ли Вы фильмы жанра "хоррор" и считаете ли Вы, что их просмотр каким-либо образом влияет на Вашу психику?