Двигаться по воде на воздухе

30.03.2018

Сегодня небольшие суда на воздушной подушке состоят в составе ВМФ, используются и в МЧС для спасательных операций. А впервые такой вид транспортного средства появился в 1959 г. за границей. На испытательном «Ховеркрафте» пересекли пролив Ла-Манш. В скором времени для военного флота создали катер «SR-1», двигавшийся со скоростью 30 узлов. Вслед за европейцами конструированием судов на воздушной подушке занялись и американцы, сделали в 1963 году «Bell K-5», максимальная скорость аппарата была уже 60 узлов. Все подобного вида суда предназначались для высадки десанта с выходом на берег.

С 1960 года и в СССР конструкторы стали думать над созданием кораблей на воздушной подушке. Нагнетатели и «юбка», угловые редукторы, воздуховоды и другие составные части аппаратов, требовавшие специальных материалов, долго разрабатывались конструкторами. Но в 1969 г. все-таки был создан «Скат» - первое десантное судно на воздушной подушке. Корпус из алюминиево-магниевого сплава и авиадвигатели в количестве трёх штук позволяли перевозить штурмовую десантную группу количеством до 40 человек. Аппарат имел длину чуть более 20 метров при ширине 7.3. Массой был 27 тонн и двигался со скоростью до 50 узлов. В переводе на километры это 90 км/час. На судне находилось три отсека – управления, десантный и двигательный. Аппарат с полуутопленной в корпусе ходовой рубкой предназначался для ВМФ. Привыходе судна на берег морские пехотинцы выскакивали через бортовые 4 двери, открывавшиеся вверх.

На «Скатах» с 1970 г. искали на Каспии и Арале приземлившихся космонавтов возле берега. Аппараты проекта 1205 были также на Балтийском, Черноморском и Тихоокеанском флоте СССР. На Амуре пограничники тоже имели «Скаты», некоторые машины служат до сих пор. Умели создавать в Советском Союзе технику для армии и флота, сегодня специалистов в этом деле стало мало. Аппарат с движителем на воздушной подушке расходует много горючего, дорог в эксплуатации, с шумными двигателями, поэтому распространен мало. Зимой при движении по ледяной поверхности рвется «юбка» о торосы, а встречный сильный ветер мешает движению. Эксплуатировать СВП (суда на воздушной подушке) проблематично при скорости ветра от 15 м/сек и выше. При мощном боковом потоке воздуха такой аппарат просто сносит в сторону, изменяя курс.

Несколько столетий назад Эммануил Сведенборг рассуждал о «трёхкильном духоплаве» - прообразе нынешнего СВП. Идея философа была подхвачена в 1853 г. изобретателем П. А. Клейнмихелем. Построить такое транспортное средство, однако, он не смог – не дали на это денег. Только в 1915 году австрийский инженер Дагоберт Томамюль сделал катерок, двигавшийся на воздушной подушке. В СССР с 1934 года вёл разработки в этом направлении Владимиром Левков. Он и считается сегодня в мире первым конструктором СВП. До войны с Гитлером он сконструировал 15 катеров подобного типа различной грузоподъемности. (массой от 1.5 до 15 тонн). Все аппараты в войну были уничтожены. После «Ската» в СССР появились «Барс» и «Пума». Затем еще «Бизон» с «Ирбисом», в том числе и другие транспортные средства. Они предназначались для целей как гражданских, так и военных. Создавались и танки на воздушных движителях – «ползолёты», но дальше экспериментальных образцов дело не пошло к сожалению.