Забытые аэростаты

30.03.2018

Братья Монгольфье запустили над Версалем шар, поднявший троих животных. Овца жалобно блеяла, петух кукарекал, а гусь гоготал. Это произошло в 1783 году. Через пару месяцев на этом же шаре взмыли в небо и люди. Военные быстро смекнули, чем полезно в их деле изобретение братьев. И вот уже во времена французской революции конца 18 века был запущен аэростат для разведки. Через полвека уже австрийцы приспособили шары Монгольфье для создания аэробомб. Только приходилось ждать подходящего ветра для бомбежек Венеции.

Получая водород с помощью серной кислоты и металлической стружки, наполняли им воздушные шары. Технология была простой – ставилась бочка с кислотой и стружкой, а над ней приспособляли горловину аэростата, удерживаемого веревками. А потом, когда шар заполнялся, можно было и бомбы подвешивать. Уже в 19 веке Менделеев предложил хранить водород в баллонах под давлением. А в Русско-японскую войну начала 20 века российский воздухоплавательный батальон имел 4 аэростата. С них было удобно вести корректировку артиллерийского огня. Не дремали и японцы, тоже построив аэростат, с него и была замечена русская эскадра у Цусимы.

Достаточно много цеппелинов участвовало в Первой мировой войне. С высот 400 – 500 метров корректировались артобстрелы, дислокация войск. Авиаторы расстреливали аэростаты или сжигали жидким фосфором, подлетая к ним. Пригодилось изобретение братьев Монгольфье и во Вторую мировую войну при блокаде Ленинграда и осаде Москвы. Аэростаты подвешивались в небе на тросах, чтобы вражеские самолеты не могли летать, где хотели. А японцы тоже вспомнили о воздушных шарах, решив бомбить с них территорию США. Запускали по ветру своё «оружие возмездия», успеха не имевшее, так как слишком далеко было расстояние.

В начавшиеся времена «холодной войны» американцы начали запускать «разведчиков» в виде воздушных шаров. Запускались эти «шпионы» с территории западной Европы в сторону СССР, фотографируя местность. Но для противодействия этому старые советские истребители просто сбивали «разведчиков» пачками.

Прошли времена тихого воздухоплавания, об аэростатах забыли. Но иногда появляются проекты использования дирижаблей для грузовых перевозок как экономически выгодном способе. Сегодня же в основном этот тип воздушного транспорта используют спортсмены и полиция для патрулирования автодорог. Грузовых перевозок на дирижаблях не совершается. Эти конкуренты вертолёта пока проигрывают ему в скорости и маневренности.