Семь мест в Архангельской области, которые стоит посетить

23.01.2018

Давно ли вы путешествовали по России? Какую самую дальнюю точку на своей карте родины вы можете отметить? Вот у меня, например, на востоке - Иркутск и Байкал. Юг - как у всех - черное море. Запад - Калининград. А север - Териберка, что на Баренцевом море. Причем территории нашей страны настолько обширны, что можно легко ездить в один и тот же регион, открывая его заново. Сегодня я путешествую по Архангельской области. А проводниками по заповедным местам региона стали кроссоверы Ford.

Архангельск встречал вполне себе комфортной температурой - легкий морозец в десять градусов, после столичных +5, оказался весьма кстати - слегка пощипал за щеки, до образования симпатичного румянца на наших лицах.

Распределяемся по экипажам и занимаем места в автомобилях. На это путешествие мой фаворит - Ford Explorer. Он большой, вместительный и комфортный. А система полного привода и 211 мм дорожного просвета станут хорошим подспорьем при передвижениям по зимникам и забытым человеком лесным дорожкам.

Пару лет назад в Мурманске мне довелось стоять рядом с легендарным атомным ледоколом “Ленин”. В это путешествие меня снова провожает ледокол - на этот раз “Диксон”. В зимнее время этот ледокол проводит суда по Белому морю в морской порт Архангельск, путь к которому, зачастую, преграждают сковавшие его бухту льды. Впрочем, наш маршрут пролегает по суше.

Ну, кто любит полазить по “заброшкам”? К вашим услугам бывший стратегический ядерный аэродром “Лахта”.

Бункеры, подземелья и брошенные взлетные полосы - рай для конспирологов и искателей приключений. До точки мы добрались с должным комфортом. Плотная подвеска "Эксплорера" не досаждает мелкой тряской. Лишь на плохом асфальте в салоне появляются вибрации, но они не напрягают. А уж на крупных выбоинах подвеска большого кроссовера не пасует, а уверенно работает, сглаживая и скругляя неровности любого калибра.

Кстати, набор "теплых опций" в этом путешествии очень пригодился. Пока мы гуляли по подземельям, наши автомобили успели остыть. Но у Explorer есть функция запуска двигателя с ключа, которой, я, конечно же, воспользовался. Когда мои коллеги усаживались в остывшие автомобили на холодные кресла, я садился в прогретый салон, с теплыми сидушками передних кресел. Кстати, у младшего Ford Kuga так же с ноября 2017 года появилась такая опция.

Ломоносово или по старому Холмогоры - родина русского ученого Михаила Ломоносова. Село расположено прямо посреди реки Северная Двина на острове Куростров. Летом здесь действует паромная переправа, зимой же можно добраться на машине прямо по льду. Но, не всегда. В нашем путешествии безопасней было дойти до острова пешком.

После музейного комплекса, посвященного жизни великого ученого обязательно загляните в косторезную школу - здесь вы получите навыки резьбы по кости.

Кстати, весьма сложное занятие я вам доложу. Наблюдать за мастером, который обрабатывает заготовку, нанося ей тончайший узор - это одно. Другое - когда сам садишься за станок - в воздухе пахнет жженой костью (те, кто не любят зубного врача, могут подождать на улице), а резец сидит в руке как топор-колун, когда вы пытаетесь обработать им небольшую деревяшку.

Впрочем, везде нужна привычка. И у некоторых из нас даже получилось сделать нечто похожее на сувенир.

“Севмаш” - на этом северодвинском предприятии строят, обслуживают и ремонтируют гигантские атомные субмарины высотой с девятиэтажку и длиной с футбольное поле. Разумеется, доступ к действующим подлодкам закрыт. И понаблюдать за ними можно лишь когда лодка возвращается с дежурства или уходит на него.

Для прочих случаев есть музей подводного флота, где вам и расскажут теорию, и дадут попрактиковаться в управлении подлодкой на тренажере.

Да, путешествуя по Архангельской области зимой, стоит помнить, что в это время здесь слишком короткий световой день. Так что вставать, чтобы успеть посмотреть побольше, нужно рано. Летом же весь полярный день в вашем распоряжении - солнце практически не скрывается за горизонтом.

Село Нёнокса тоже стоит посетить. Место интересно тем, что здесь расположен деревянный храмовый ансамбль, изюминкой которого считается пятишатровая деревянная Троицкая церковь.

Путешествовать на Эксплорере совершенно не в тягость. Да и расход порадовал - 11,5 литров на сто километров пути, против 15-18 литров в городе с пробками и светофорами. Мы даже не успели заметить, как проскакали двести километров и оказались в музее деревянного зодчества "Малые Корелы"

“Малые Корелы” очень даже стоит посетить.

Ветряные мельницы, дом кузнеца, дом промысловика, дом содержателя трактира - лично мне было очень интересно посмотреть, как люди обустраивали свой быт во времена, когда не было ни света, ни газа, ни отопления, ни канализации.

К тому же старинные деревяшки - это очень красиво. Территория музея - 140 гектаров. А экспонаты в нем собраны с разных уголков русского севера.

Еще двести километров к левому берегу реки Пенега и вы оказываетесь в пещерном комплексе “Голубинский провал”.

Длина пещеры - 1 622 метра, расположение - в три яруса. В пещеру ведет очень опасная лестница, но лучше покрепче держаться и помедленней спускаться, чем пропустить истинную природную красоту.

Помимо того, что путешествие по пещере да еще с хорошим гидом - весьма захватывающее занятие, так еще зимой у начинающих спелеологов есть все шансы увидеть в пещере ледяные скульптуры.

Тот самый крутой спуск в Голубинскую пщеру
Тот самый крутой спуск в Голубинскую пщеру

Для прохождения маршрута нужна хорошая физическая подготовка
Для прохождения маршрута нужна хорошая физическая подготовка

Пещера завораживает красотой и обилием ходов
Пещера завораживает красотой и обилием ходов

Иногда приходится буквально протискиваться в узкие расщелины
Иногда приходится буквально протискиваться в узкие расщелины

Пещера не освещается, но при входе туристов переодевают и снабжают налобными фонарями. В пещере всегда +5 градусов.

А в качестве альтернативы предложу Красногорский монастырь 1606 года постройки.

Помимо того, что сам монастырь представляет из себя историческую ценность и попросту красив, здесь похоронен князь Василий Васильевич Голицин. В общем, любителям истории и старинной архитектуры должно понравиться.

На стенах монастыря еще сохранилась старинная роспись
На стенах монастыря еще сохранилась старинная роспись

Три дня на "все про все", конечно же, мало. Архангельская область крупнейшая в Европейской части нашей страны и здесь есть еще много интересных мест, обязательных к посещению.

Впрочем, возможно, это тема моего будущего путешествия. Как я уже говорил, страна наша - необъятна и путешествовать в одном и том же направлении можно несколько лет подряд, открывая при этом новые маршруты, достопримечательности и населенные пункты.

Эксплорер, который сопровождал меня по маршруту остался у меня еще на недельку - уж больно он удобен и хорош, чтобы сразу с ним попрощаться. Для тех, кто задумался о покупке такого в семью, скажу, что после обновления, которое случилось пару лет назад, Explorer стал просторней для пассажиров второго ряда сидений, причем заметно - мои колени теперь легко помещаются за спинкой водительского кресла, которое настроена под мой 186-сантиметровый рост.

Самый большой кроссовер в линейке Ford предлагают с приводом на все колеса, бензиновым мотором объемом 3,5 л и автоматом. Как и большинство автомобилей американской марки, представленных у нас двигатель Эксплорера потребляет топливо АИ-92. А лошадиных сил - 249, что удобно для тех, кто не любит платить огромные налоги.

Цена базовой версии кроссовера XLT - 2 649 900 руб. В комплектацию включены: 3-зонный климат-контроль, мультимедийная система SYNC 3 с поддержкой голосового управления на русском языке и 8-дюймовым дисплеем, камера заднего вида, кожаная обивка сидений, обогрев лобового стекла и зеркал заднего вида, парктроники спереди и сзади и т.д. Комплектация Limited стоит 2 939 000 руб., а версия «Спорт» c 340-сильным мотором оснащенным турбонаддувом обойдется в 3 319 000 руб.