3044 subscribers

Открыли новый вокзал! Но не всё так радужно

20k full reads
30k story viewsUnique page visitors
20k read the story to the endThat's 67% of the total page views
4 minutes — average reading time

Вы уже наверняка слышали, что в Москве в минувшую субботу открыли новый вокзал - Восточный. Появился он в связи с проектом Московских Центральных Диаметров - МЦД - из-за строительства и дальнейшей эксплуатации которых из обоймы московских вокзалов выпадает Курский. На нём будут пересекаться сразу два диаметра - Подольск - Нахабино и Железнодорожная - Апрелевка, и для поездов дальнего следования места на нём уже практически не остаётся. Впрочем, объёмы движения дальних поездов на Курском несравнимы с временами СССР, когда он был основными воротами на Украину и Северный Кавказ. Из-за известных событий северокавказские поезда переместились на ход Рязань - Воронеж - Ростов, ну, а с поездами на саму Украину и так понятно. Так что на Курском остались лишь поезда на Курск - Орёл - Белгород и на Нижний Новгород, и ивановские Ласточки. И ещё транзитные поезда, идущие в тех же направлениях из Питера и Мурманска. Вот для них-то новый вокзал и построили - что бы пропускать транзит в обход Курского, по МЦК - бывшей Окружной железной дороге. И всё бы было хорошо... если бы не один нюанс.

Представьте: едете вы на поезде из Петербурга, допустим, в Анапу. Едете не первый раз, и знаете, что не доезжая Ленинградского вокзала ваш поезд свернёт на стрелках чуть правее, оставит Ленинградский вокзал "за бортом", проедет мимо Каланчёвской, и через несколько минут прибудет на Курский вокзал. Где, после недолгой стоянки, отправится дальше. Но теперь-то вы едете через Восточный вокзал! И вот на станции Ховрино ваш поезд свернёт направо. Конкретно так направо. Выйдет на пути МЦК, доедет до станции Лихоборы - и встанет. И встанет минут так на двадцать. Пассажиров при этом никуда не выпускают! Что такое, почему стоим? И вдруг поезд трогается - но в обратном направлении! Мы что, обратно едем?

Нет. Мы едем на Восточный вокзал. Где тоже постоим какое-то время. А в Лихоборах мы меняли локомотив - и направление движения. Потому, что прямого съезда с Ленинградского направления на МЦК в сторону Восточного вокзала просто нет.

Вернее - сейчас нет. А вот на старых картах Москвы он есть. Слева - фрагмент карты 1968 года, видите зелёный кружок? Он как раз показывает этот самый съезд. Справа - современная карта, для сравнения:

И, судя по спутниковым снимкам, существовал этот съезд до середины восьмидесятых. Но не в целом виде, а в виде вытяжного тупика. На Окружной тогда было исключительно грузовое движение - и, видимо, соединение между станциями Ховрино и Владыкино было не нужно - и его разобрали.

Но сейчас оно стало очень востребованным! Можно ли его восстановить? Давайте посмотрим. Начнём с платформы Ленинградского направления Лихоборы, бывшей НАТИ - над которой вовсю идёт строительство эстакады Северо-Восточной хорды:

Кстати: в Лихоборах вполне есть место, где можно сделать третью платформу, возле путей 3 и 4 (они посередине). Тогда здесь можно было бы останавливать скоростные электрички, среди которых есть даже "Ласточка" Санкт-Петербург - Москва, имеющая графиковую остановку в Лихоборах. Правда, для этой остановки ей в Ховрино приходится переходить со скоростных путей на "околостолбные", и после остановки в Лихоборах плестись до Ленинградского вокзала в общем графике с медленными электричками. Странно - на всех радиальных направлениях от Москвы пересадку на МЦК сделали практически для всего пригорода - и обычного, и ускоренного. А здесь, похоже, ОЖД пока не очень горит этим желанием:

Но спустимся вниз, и пойдём в строну Верхнелихоборской улицы. А вдоль неё как раз и идёт одна из двух соединительных ветвей Ховрино - Лихоборы - ветвь №2а, такое у неё историческое обозначение:

Поднимемся на её насыпь. Вид в сторону Ховрино. Ну прямо Нью-Йорк какой-то:

Справа - жилой комплекс "Тринити" (ну да, домов-то три, так что можно и Троицей назвать... если некоторые граждане не посчитают это оскорблением чувств верующих), а слева вдали - ЖК "Селигер-Сити". Но нам в обратную сторону:

Видно, как впереди ветвь поворачивает вправо, к мостам через пути Ленинградского направления. А слева от стоящей на переднем плане опоры контактной сети видите некую небольшую возвышенность, вроде бугра?

Открыли новый вокзал! Но не всё так радужно

Это и есть насыпь бывшей ветви Ховрино - Владыкино. Она тоже носила свой номер - №3:

Попробуем пройти вперёд? Всё, как мы любим: кусты, заросли, полное запустение:

Открыли новый вокзал! Но не всё так радужно

Но пройти вполне можно. Чуть дальше слева стоит здание, в котором угадывается архитектура начала пятидесятых годов прошлого века. Так и есть: это административное здание бывшего седьмого московского автобусного парка, ныне филиала "Северо-Восточный" Мосгортранса, 1956 года постройки:

На некоторых картах, в том числе и на Викимапии, это здание обозначено, как "автостанция Верхние Лихоборы". Но это, по-моему, какая-то ошибка. Кто будет устраивать автостанцию в глухом, окружённом промзонами месте, до которого вообще никаким общественным транспортом не добраться? Диспетчерский пункт при автобусном парке - это я понимаю, другое дело.

А это вот стоит на насыпи ветви прямо напротив этого здания. Подозреваю, что когда-то, лет пятнадцать, а то и больше назад, тут был один из московских автосалонов:

Платформа НАТИ уже переименована - а тут её название осталось...

А через пару десятков метров насыпь обрывается. Прямо по её срытой поверхности идёт какой-то кабель:

Справа - стоянка автобусного парка, похоже, что для въезда на неё насыпь, когда-то, и срыли под ноль:

Ну, а дальше по её бывшей трассе идёт подъездная дорога к стройплощадке хорды. Тут, кстати, тополиный пух уже вовсю летит:

А дальше уже не пройти - действующая стройплощадка с охраной. Но, в принципе, и так всё понятно. За эстакадой - параллельные ей пути МЦК. Говорят, что под эстакадой хорды оставлен задел под соединительную ветвь, которая, пройдя под ней, и должна с путям МЦК соединиться. В принципе, на предыдущем снимке видно большое расстояние между опорами путепровода - путь между ними вполне должен уместиться.

Ну, и напоследок - вид с надземного перехода между платформой Лихоборы Ленинградского направления, и платформой Лихоборы же МЦК. Справа - путепроводы МЦК, ближайший к нам - путепровод соединительной ветви №2а станция Ховрино - станция Лихоборы. А если посмотреть прямо - то там, где-то в самом центре кадра, и должна быть соединительная ветвь №3 станция Ховрино - станция Владыкино:

Должна - но её нет. И из-за этого пассажиры поездов вынуждены будут терять лишнее время в пути. Впрочем, у нас нынче РЖД никуда не торопится. Назначить поезд из Москвы в Санкт-Петербург с Киевского вокзала и с кружным маршрутом через Большую московскую окружную железную дорогу? Запросто. Перекинуть поезда на Великие Луки с Рижского на Белорусский вокзал, с маршрутом, на котором они будут вынуждены не только делать крюк, но и дважды менять направление движения - в Вязьме и Ржеве, снова теряя время? Да легко. Новый девиз РЖД - "Дорого, долго, неудобно". Идея моя, если что - авторские права за мной! ;)