62,2K subscribers

Рассказ пилота Сереги. Приключения в Якутске

5,7K full reads
Рассказ пилота Сереги. Приключения в Якутске

Приветствую аудиторию Дениса Сергеевича! Меня зовут Сергей и я совсем не писатель, а очень даже читатель, но по просьбе своего инструктора-наставника aka denokan, возьмусь пографоманить, чтобы история не ушла в небытие.

А всё начиналось с краткого изложения вконтакте, я поделился историей, заодно кое-что спросил по делу. Ну раз сказано, надо делать. Я всё ещё в долгу перед Денисом.

От автора канала: я долго думал, что делать с дальнейшим абзацем, несомненно очень для меня приятным. В итоге решил, что уже можно не стесняться.


Он меня вводил в строй, он вложил в меня столько бесценного, что про это можно написать не меньше текста, чем будет про историю, о которой, собственно, пишу. Ну и чтоб меня не обвинили в подхалимстве, озвучу один факт: я рвался в авиакомпанию "Глобус" именно потому, что в ней работает этот человек. Даже мечтать не мог, что он будет вводить меня в строй! Но всё сложилось так как надо и мне кажется, материалы для его
блога мне нужно писать до конца жизни, чтобы мало-мальски компенсировать тот вклад, который он привнёс в меня, как в специалиста, пилота этого чудного самолёта.

К чему вся эта прелюдия - фотографий будет намного меньше привычного, потому как этот рейс не планировалось освещать где-либо. Фотографировать я начал, только когда начался экшн. Прошу проявить понимание. Будет много букв, мало графики.

Ну-с, поехали!

--==(o)==--

Обычная командировка, обычный Пекин. Как обычно, не получилось поспать перед рейсом.

Вообще, вопрос сна у меня - отдельная тема. Важность быть качественно отдохнувшим к тяжёлым рейсам сложно переоценить. Стоит пару раз обжечься, в угоду интересной экскурсии или ужину с весёлой компанией, недоотдохнуть - кара не заставляет себя ждать, она приходит через несколько часов монотонного ночного полёта. Но это не самое худшее, далеко не самое. Обычный рейс можно и перетерпеть. Но есть другой сценарий, который иногда подбрасывает судьба и в этом случае перетерпеть точно не получится.

Около года назад довелось быть жестоко наказанным за некачественный отдых. По этому самому Пекину мы много гуляли, а из-за разницы в часовых поясах, для того, чтобы что-то увидеть, вставать надо в 5 утра МСК как минимум. И так каждый день. Результат - накопившаяся усталость. Не настолько сильная, чтобы прям валиться с ног, но всё же, достаточная, чтобы дать о себе знать позже при... Впрочем, не будем забегать вперёд.

Методом проб и ошибок я перестал планировать свой сон под рейс, определённое время и т.д. Коротко объясню суть: известно, что вылетать надо на ночь глядя. Есть возможно в течение нескольких дней настроить себя под этот рейс, накапливая усталость, а в день перед рейсом уснуть посреди дня, часов скажем, за семь до вылета, проснуться вечером отдохнувшим, собраться и в дорогу! Идеальный сценарий, который кстати, нередко у меня получался. Но ключевое слово - нередко. Потому что были случаи, когда не получалось уснуть тогда, когда О-Ч-Е-Н-Ь сильно надо! Живой случай: накопил усталость, рассчитал время прибытия в отель часов за десять до вылета. Покушал, отдохнул, ложусь спать и ... ни в одном глазу! Точнее не так, спать-то хочется, ощущается утомление, всё вроде как располагает к сладкому сну. Беруши в уши, надпись "Не беспокоить!" на ручку двери, телефон "ВЫКЛ", будильник ARMED - прыг в кроватку.

И начинается: в голове стопицот мыслей, стоящих в бесконечной очереди друг за другом, сменяющиеся, отгоняемые сознанием, но конца и края им не видно.. Так проходит час. Начинаю переживать, заставляю себя уснуть - тщетно. Пытаюсь что-то почитать, сон проходит ещё сильнее, взгляд на часы - уже три часа впустую. Было время, помогало уснуть повторение процедур в голове, например, ухода на второй круг. Или проигрывание в памяти красивой посадки, поэтапно, каждое движение штурвалом, поздний выпуск механизации, красивый плавный вход в глиссаду... "ДИЛИНЬ-ДИЛИНЬ-ДИЛИНЬ!" - будильник звонит! Ура, помогло, проснулся в запланированное время, значит уснул успешно!

Но к сожалению, так бывает не всегда. Каждый пятый раз уснуть не получается. Бросаю эту дурную затею и начинаю читать документы. Скажу сразу, со сном у меня в принципе, никаких проблем нет. Дома, когда всё стабильно с биоритмами, всё нормально. Более того, научился стабильно засыпать перед ночными рейсами из Москвы. Уже есть определённый ритуал, который безотказно работает. В сон начинает клонить посреди дня от одного взгляда на время вылета и номера рейса. Но в командировках происходят сбои ритма, нередко просыпаешься и не понимаешь ночь на дворе или день. Освещённость за окном давно не показатель. Там может быть что угодно. Часы с московским временем - наше всё!

А последней каплей был очень печальный опыт, когда такой отложенный отдых в Новосибирске сыграл злую шутку: накопил сильную усталость после ночного рейса, лёг спать как планировал, уснул моментально и ... через 2 часа звонок командира - ЦУП выдёргивает на более ранний рейс, часов на 7 раньше запланированного! Приехали... Посовещался на эту тему с Денисом и решил прекратить эти игры. Спать своей биологической ночью, спать пока спится!

Так я поступил в эту командировку. За две ночи кажется, отдохнул за весь предыдущий месяц. Никто не мешает, не ползают по лицу дети, никого не надо везти в садик и т.д. Как же я позже себя благодарил за такое решение! Пусть не получилось поспать непосредственно перед рейсом, зато отсутствие накопленной усталости позже перекрыло это с лихвой.

--==(o)==--

В Пекине город вовсю готовится к Новому Году. Шоппинг накрылся медным тазом, всё что надо, закрыто. Многие заведения, как моя любимая массажная, закрыты.

Печаль.

Рома вспоминает про отзывы товарищей о китайских банях. Решаемся на это дело - ну не сидеть же в номерах трое суток! Загуглили тему, на глаза попался спа-курорт, занесённый в книгу рекордов Гиннеса, как крупнейший в мире.

Хотелось не столько в баню, сколько увидеть нечто грандиозное. В общем, наши ожидания оправдались. Такого никто из нас ещё не видел! Размер впечатляет, да и интерьер больше похож на джунгли, нежели на баню. Довольно быстро стало ясно, что китайцы ещё те любители попариться. Я настроил погорячее и из нашей парилки китайцы довольно скоро ретировались по своим морозилкам. Разделения на мужскую-женскую там нет, территория общая, кроме раздевалок. Позиционируется она, как 24hrs OPEN, на самом деле к часу ночи жизнь там почти умерла. Много где повыключали свет, некоторые парилки закрыли.

В общем, китайцы те ещё ночные гуляки! Крепкого спиртного там тоже нет. Забавно :) Мы представили себе, что тут творилось бы на втором часу ночи будь это заведение в Москве.

Пришлось сие чудное заведение покидать раньше планируемого. По московскому времени были дома ещё в детское время и как результат, отлично отоспались.

Что позже, очень пригодилось...

--==(o)==--

Пора лететь в Якутск. Погода там в морозные дни всегда одинаковая: туман...

Сидим в кабине, всё готово, брифинг прочитан, горит одна нехорошая лампочка - открыта дверь в отсек электроники. Техники не могут её правильно закрыть. Процедура закрытия этой двери заняла не меньше двадцать минут. Казалось бы - мелочь, подумаешь, что такое 20 минут?

Очень может быть, что именно эти 20 минут и сыграли с нами злую шутку. Они лишили нас шанса попасть в Якутск затемно.

Зачем попадать туда затемно? Всё очень просто: в ночи дальность видимости на ВПП по огням лучше, чем днём. Таким образом, при неизменном тумане, ночью видимость улучшается, днём наоборот. Подводя итог: прилёт после восхода солнца сильно уменьшает шансы на запланированную посадку в такую погоду.

Сидим, обсуждаем украденные минуты и вероятные перспективы. На каждый удар снизу, как собаки Павлова, поднимаем взор наверх на индикацию дверей. Дверь всё не закрыта. Снова бум, снова горит лампа. Сжимаем кулачки за китайцев. Нам подсказывают, что их там собрался консилиум. Душа рвётся выскочить из кабины и как-то помочь, но чем тут поможешь? Люки закрывать - точно не то, чему нас учили.

Звонит представитель, спрашивает почему мы до сих пор у гейта? Бум - лампа погасла! Капитан побежал посмотреть как именно они его закрыли - недоверие в таких делах лишним не бывает. Так долго стучали, что мы уже себе представляли закрытый люк, который никто никогда больше штатно не откроет.

| Boosty.to - мои новые и эксклюзивные публикации
|
Видео "Предполетный осмотр самолета"
|
"Зубастый Тиват". Первая серия
|
"Зубастый Тиват". Вторая серия - НОВИНКА!

Ну да ладно, шустро выруливаем, взлетаем. Набрали эшелон, прикидываем время прибытия в Якутск - никак не успеваем до восхода солнца. Нахлынула грусть. На момент вылета метеорологическая видимость была 200 метров, по огням 600-800 м. Нам нужно не менее 350м в первой трети ВПП. Но это ведь в темноте. Основываясь на горьком опыте, пятая точка чует неладное, после восхода будут совсем не такие радужные цифры.

В такие моменты я стараюсь напрочь отбросить плохие мысли, всегда подбадриваю или отвлекаю капитана, если вижу, что нервничает раньше времени.

| Книги "Небесные истории" - о полетах, пилотах и бесконечной любви к летной профессии

Если бы это помогало... Мы бы непременно позвали в кабину бортпроводников и просили переживать вместе с нами. Сейчас самое полезное - сохранять рассудок и положительные эмоции, беречь силы. Ну конечно, сохраняя здоровый дух, я лезу ещё раз в NOTAM, перечитываю наш запасной и ещё парочку пригодных для посадки местечек, заодно запрашиваю диспетчера о времени работы таможни. У нас 159 заграничных клиентов за спиной, не хватало ещё примоститься там, где нет пограничников! Можно, конечно, рассчитывать на то, что мы сядем и тут же улетим, никто не выйдет из самолёта и всё такое, да вот исходить надо из худшего сценария.

А худший вариант в данном случае такой: мы сели и улететь оттуда почему-то не можем. Неважно почему, причин такому сценарию может быть десяток-другой. Важно то, что в этом случае, попадаем как мы, так и ни в чём неповинные люди, которые не выбирали куда нам садиться. (их просто не будут выпускать из самолета все это время - примечание denokan) Из этих соображений ближайший но бестаможенный аэродром был отметён сразу. В рулетку не играем. Restart тут не нажать и паузу не поставить тоже.

Забегая вперёд, скажу, что нам во время кружения над Якутском предлагал технический представитель именно такой вариант, подкрепив его тем, что так уже делали. Но этот вопрос уже был нами решён ранее. Не обсуждается.

Рассказ пилота Сереги. Приключения в Якутске

Ну что резину тянуть, подходим к Якутску, слушаем сводку погоды и ... чуда не случилось. Видимость не подходит. При этом за окошком солнышко, ни облачка! Но мы то знаем, Якутск закутался в облако и вылезать из него не собирается до наступления тепла.

Не стал это дело фотографировать, а жаль. Не знал, что эту историю положу на бумагу. Выглядит это интересно: кругом всё чистенько, а там, где должен быть город, лежит облако. Неплохо устроилось, в общем.

Так как в Магадан нам сильно не хотелось, да и запас был покружиться минут на 40, решили снизиться на некую промежуточную высоту, с которой если что, можно было бы коршуном спикировать на аэродром, если вдруг, фортуна повернулась бы к нам лицом. Так мы оказались на 10000 футов. Конечно же, в кабине всё настроено и подготовлено на посадку. Так, будто и нет никаких проблем.

| Видео "Взлет из Тивата в болтанку

...Во время ввода в строй, Денис мне рассказывал, что готовиться всегда надо так, будто никаких вводных и нет. То, что он мне это рассказывал, я хорошо вспомнил позже, когда нарушил эту заповедь. Нередко бывает так: приходим на самолёт, но, не успев попасть в кабину, техники ставят нас перед фактом, что "есть проблема и возможно, устранить её не получится". А бывает говорят, что "скорее всего не получится".

И тут надо ломать в себе природу. Нет никакого желания заниматься подготовкой кабины, когда краем уха слышишь, что готовят резервный борт для нашего рейса, советуются с другими мастерами по телефону, так как проблема не решается и т.д. Естественное желание - бросить всё и заняться своими делами, в ожидании хоть какого-то положительного решения по этому самолёту. В общем, как вы уже наверное поняли, это неправильный подход и полноценно я это осознал, когда дал слабину и нарушил наставление Дениса Сергеевича. Внезапно самолёт починили, а у меня ничего не готово, тут же на редкость быстро привезли пассажиров и ... в общем, пришлось сильно торопиться, ну а где "торопёжка", там и косяки.. К косякам я отношусь чрезвычайно болезненно, поэтому тот случай был последним, без сомнений.

Собственно, в нашем полёте сложилась та же ситуация. Вроде как и шансов мало, но ещё печальнее будет, если окошко образуется, а мы не до конца подготовив кабину, испортим заход, уйдём на второй круг и потеряем возможность сесть. В общем, всё было конечно подготовлено как надо, вошли в зону ожидания, длину лэга (прямолинейный участок при полете в зоне ожидания) сделали побольше, чтобы не пугать клиентов частыми кренениями. Благо, якутское небо позволяет ожидать где угодно и как угодно, можно даже восьмёрками :)

Посчитал время окончания ожидания, записал, сообщил диспетчеру. Один контрольный замер за другим, улучшений нет, колеблется вокруг 250 метров. Рома предлагает не терять время и уходить. Бесперспективное занятие. Ещё в Пекине, он посмотрел по вчерашнему дню всю сводку METAR-ов, с тем, чтобы по аналогии самостоятельно хоть примерно понимать, когда и как оно может измениться.

Между прочим, отличная идея. Температура та же, тот же штиль, погода как под копирку, почему бы не воспользоваться интернет ресурсами? Тут все средства хороши. Принимаем решение топать в Магадан. Ни я ни Рома там ещё не бывали, что немного ободряет. Должны же быть какие-то плюсы у не очень приятных приключений.

Продолжение

Спасибо за внимание!
Летайте безопасно!

| Книги "Небесные истории" - о полетах, пилотах и бесконечной любви к летной профессии

Понравился рассказ?

Пожалуйста, не забудьте нажать "большой палец вверх"!
Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

| Видео "Посадка в Индии"