Самый важный полет

20 October 2018
Самый важный полет

Ноябрь 2016 года подходит к концу, а у меня столько всего неразобранного! Хороший выдался месяц, насыщенный работой... все больше ночной. Рейсов было много, рейсов интересных, один из которых - в Кишинев, уж точно останется в памяти - столько приключений в один день!

Подробности остальных в деталях вспомнить уже непросто, но фото- и видео факты помогают еще раз окунуться в неспешную суету рутинной летной работы.

Самой лучшей профессии на свете!

* * *

Полет в свой родной город - Барнаул у меня состоялся 6-7 ноября. Из Москвы мы вылетели 6-го, а обратно вернулись 7-го.

Уже сам факт полета на Родины отличал этот рейс от других, но кое-что еще сделало этот полет самым важным в моем ноябрьском графике.

Обратно вместе со мной должна была лететь моя семья!

В первоначальной версии опубликованного ноябрьского плана у меня был какой-то совершенно иной рейс в этот день. Потом все поменялось, и меня назначили в ночной Кемерово. Вот тут-то и пришла мне в голову замечательная мысль о том, что ночной Барнаул и ночной Кемерово - это по сути то же самое, разве что полет в Кемерово чуть подлиннее. И чуть "подороже", так как оплата нашей работы почасовая. Я предложил "разменяться" рейсами командиру, которому был назначен Барнаул, объяснил ситуацию - супруга с детьми в Москву полетит, - и тот, конечно же, пошел мне навстречу.

Мы с Олей договорились, что детям ничего не скажет - хотелось посмотреть, как ребятишки отреагируют на внезапную новость о том, что в Москву их повезет папа.

Сюрпри-и-з!

* * *

Москва 6 ноября решила порадовать настоящей зимней погодой - за несколько часов выпало очень много белого нежного снега. Конечно, я понимал, что это вряд ли положительным образом повлияет на регулярность полетов, скорее всего мы улетим с задержкой, но, признаюсь честно - неторопливо прибыв в аэропорт и припарковавшись, я шел по снегу и радовался, словно ребенок! Очень люблю такую погоду - ветерок, снежок, и при этом не холодно! Кто-то осыпает проклятьем зиму и пробки... а я иду в аэровокзал с улыбкой до ушей.

Мне предстоит выполнить ночной полет "туда-сюда" в далекий Барнаул, в снегопад, и это просто замечательно! Что может быть лучше для заново родившегося пилота*?

*За полтора месяца до этого полета я ушел с руководящей летной должности в рядовые командиры.
Самый важный полет

Бесстыже воспользовался правом "сильного" - попросился у второго пилота слетать и туда и обратно в качестве пилотирующего. Я полгода не летал в город своего детства, хотелось самому выполнить посадку на неровный бетон барнаульской взлетно-посадочной полосы. А обратно, конечно же, мне хотелось везти свою семью лично.

Возможно, это смешно прозвучало, действительно, на самом деле ведь нет особой разницы, куда лететь и кому "рулить", тем более, что командир всегда в любой момент имеет право взять управление на себя... Но существует некая "знаковость" в нашей работе, которая заключается в том, чтобы "слетать самому" в тот аэропорт, к которому по какой-то причине неровно дышишь.

Взгляд из 2018 года
Сегодня - 20 октября, - когда я обновляю строки этого старого рассказа, я нахожусь в предвкушении первого полета в Москву за штурвалом Боинга 737MAX авиакомпании Oman Air, который должен состояться 30 октября. 13 лет Домодедово был моей базой; год и 8 месяцев назад я распрощался с воспитавшей меня зеленой авиакомпанией, и, конечно же, я очень рад скорой встрече с родным аэропортом, зелеными самолетиками на перроне, и горд от того, что мне доверили выполнить этот первый рейс!

* * *

Самый важный полет

Мне очень нравятся цвета нашей авиакомпании. Хех. Не думали мы в 2005-м году, что сочетание огуречных цветов и красного может так радовать глаз и летом и зимой. Летом, прилетая в солнечный Тиват, находишь, что наши зеленые Боинги гармонично сочетаются с синим небом, горами и зеленой травой, деревьями... а зимой яркие краски греют душу на фоне белого снега.

Самый важный полет

Когда-то мы усмехались "огуречной раскраске" и человечкам на фюзеляже - они не только для пассажиров были чем-то вызывающе, хм, новым, пилотам они казались таковыми вдвойне. Или даже втройне - мы привыкли к строгим бело-синим расцветкам, на фоне которых даже серая раскраска Аэрофлота смотрелась свежо и стильно. Сказать по правде, тогда никто и не понял, зачем самолеты решили красить именно так - в зеленых человечков. Уж очень неожиданно это смотрелось после старой бело-синей ливреи авиакомпании "Сибирь".

Правда, очень быстро ощущение начало меняться, и сегодня я не знаю ни одного пилота в компании, который бы насмешливо отзывался о "человечках". Может быть, таковые и нашлись бы, но они разумно держат мнение при себе, так как большая часть коллектива их попросту не поймет. Недавно пошли упорные слухи о грядущем "ребрендинге" в сторону более спокойных линий - мол, перенацеливаемся на более взрослую, серьезную публику. Открою инсайдерский секрет - мы, работники, не очень-то и хотим перекрашиваться.

Мы сроднились с нашими яркими самолетиками. Они радуют глаз и греют душу!

- Привет, Брат! Замерз?

Самый важный полет

Замерз. Снег забил все, что можно забить. Сегодня у нас самые что ни есть "cold weather operations" - процедуры, применяемые в холодное время. Будем и двумя типами жидкости обливаться - сначала удалим снежные отложения, затем обольемся "защитой" от наземного обледенения. Сразу после выполнения подготовки кабины к полету (Preflight Procedure), включим обогрев приемников полного давления, чтобы растопить лед, который в них образовался за время стоянки, не дать ему ни малейшего шанса появиться вновь.

Самый важный полет

Эти "трубочки", их чистота, очень важны для безопасного выполнения полета. С помощью них измеряется полное давление воздуха, который используется для определения воздушной скорости полета, высоты. Кроме этих "трубочек" есть еще и "дырочки" - по бокам самолета - приемники статического давления, которые в паре с "трубочками" как раз-таки и определяют эти параметры. И "дырочки" тоже должны быть чистыми, как и поверхность фюзеляжа перед ними - не допускается грязь или потеки замерзшей воды, иначе это обязательно приведет к большим ошибкам в измерениях параметров полета, и к тому, что рубашка пилота станет мокрой от пота...

Самый важный полет

Эмирейтс облили свой А380 и из снежного царства стартуют в песочное, где все еще жарко... да там круглый год тепло.

Самый важный полет

А у нас холод и царство снега! Наступает полноценная зима, и...

И?

И это здорово!

Самый важный полет
Самый важный полет

Отличная погода для полета! Примерно такая:

* * *

Да, пришлось нам задержаться с вылетом. Ожидаемо мы были не единственными в очереди на облив, но, надо отдать должное службам аэропорта, они сработали настолько оперативно, насколько это было возможно в условиях непрекращающегося снегопада. В памяти моей еще свежи ожидания своей очереди по часу и более, а в этот раз мы ждали облив всего минут пятнадцать. Правда, в это время уже шла задержка, так как долго грузили багаж, но все равно - в снегопад аэропорт живет, не закрывается. Для российских аэропортов такая погода является обычной. Непростой, но и не поводом для того, чтобы отменять две тысячи рейсов, как в Нью-Йорке.

Облив - противообледенительная обработка.
Облив - противообледенительная обработка.
Буксировка
Буксировка

Пришлось подождать и своей очереди на вылет. В условиях снегопада аэропорт попеременно использует обе полосы - одна работает на прилет/вылет, а вторую в это время чистят. Затем полосы меняются. А так как рейсы никто не отменял, то и в небе и на земле скапливается довольно желающих приземлиться или улететь. В очереди можно простоять час и даже больше, мой рекорд - полтора часа, но сегодня мы потратили всего минут тридцать на то, чтобы добраться до полосы после запуска двигателей.

Самый важный полет

* * *

Улетели. Пролетаем Казань.

Самый важный полет
Самый важный полет

Несмотря на то, что с вылетом мы задержались, в Барнаул мы все равно прибываем еще в темноте. Погода над столицей мира гостеприимно ясная, я отключаю автопилот на порядочной высоте, выполняю традиционный круг почета над Обью, улетая на восток, затем разворачиваюсь на 180 градусов, выхожу на посадочный курс полосы 24. Пассажиры, сидящие слева по борту, лицезреют виды ночного Потока и проспекта Космонавтов. Приближаемся к аэропорту, слева остается улица Шукшина и мой родной дом. Вот и Солнечная поляна проплыла, Гоньба осталась позади...

...а я борюсь с воздушными ямами и по сторонам не смотрю. Чем ближе к аэропорту, тем больше неровностей в приземном слое воздуха. Самолет радостно на них колбасится, но я пресекаю его попытки выйти за границы дозволенного. 300 футов... 200... Полоса как на ладони, продолжаю снижение ниже минимума, решение - садиться!

Больше внимания на огоньки полосы, меньше в приборы... Попой чувствую, как самолет пополз-пополз вверх, попав на очередной порыв неспокойного воздуха, отдаю штурвал "от себя", взгляд на повторитель - ух! Уже точка выше! Дени-и-с Сергеич! Добавляю чуток "от себя"... внимательнее, не переусердствовать с вертикальной!.. Полоса уже вот она, под нами, теперь все в Тэ У...

Посадка! Бум-бум-бабабах, колеса стучат по родным колдобинам, мы прыгаем в креслах, самолет затормаживается...

Катимся. Освобождаю полосу налево.

Здравствуй, аэропорт им.Германа Степаныча Титова!

Здравствуй, Родина!

* * *

Фишка Барнаульского аэропорта - пассажиры пешком идут от/до своего самолета.
Фишка Барнаульского аэропорта - пассажиры пешком идут от/до своего самолета.

Барнаул встречает нас чудесным зимним воздухом, насыщенным запахом леса. Ммм... Как же здорово! Утренний запах леса - это визитная карточка барнаульского аэропорта, находящегося совсем недалеко от Оби и реликтовых ленточных боров, достопримечательностью Алтайского края. В моем советском детстве любимым видом семейного отдыха был выезд на одно из многочисленных озер или на Обь, точнее на ее притоки, или поход в тот самый ленточный бор, проходящий через город Павловск, за грибами.

Бывая в родных краях, я с большим удовольствием окунаюсь в лесную атмосферу алтайского соснового бора, воздух которого вчистую выигрывает у испанских или итальянских сосновых лесов, воздухом которых мне доводилось дышать.

Взгляд из 2018 года
И, конечно, выигрывает у воздуха Арабии, Индии и даже Шри-Ланки.
Самый важный полет

* * *

Полдела сделано - мы долетели до Барнаула, теперь начинается самое важное!

Я договорился с супругой, что она запишет на видео момент, когда дети услышат голос капитана, то есть, меня, приветствующего пассажиров. Да только для детей пилота этот сюрприз оказался... делом само-собой разумеющимся :))) Артем - старший - немного поудивлялся, а младший, Андрюшка, остался невозмутимым.

Взгляд из 2018 года
Андрюшка теперь уже средний. В мае у нас родился Данилка :)

Аэропорт Барнаула, как я уже писал, славится своей любовью в обязательном порядке (даже летом!) проводить противообледенительную обработку самолетов... или хотя бы ее часть - удаление снежно-ледяных отложений. Вот и в этот раз мы, как положено, облились, удалив с крыльев образовавшийся топливный иней. Радует то, что это уже делает не дядька с "писилкой" со шлангом из бочки на прицепе за трактором, а полноценный серьезный КаМАЗ. Растет аэропорт!

Самый важный полет

Летим обратно.

А вот и те самые ленточные боры. Я успел немного полетать вдоль них на Ан-2.

Ссылка на рассказ "Химические полеты".
Самый важный полет
Самый важный полет
Самый важный полет

В полете проводники передали привет от пассажира. Очень приятно получать подобные отзывы! Спасибо! Рад стараться!

Самый важный полет

* * *

Долетели до Москвы... И куда вся зимняя красота подевалась??? Эх, Москва была б не Москвой, если бы после зимнего снегопада не обернулась плюсовой температурой и слякотью.

А заход получился интересный. Совсем не такой скучный как обычно.

...Вынырнули из плотной облачности и увидели огонечки полосы практически перед достижением высоты принятия решения - 60 метров. Боковой ветер и встречающиеся по пути неровности атмосферы внесли свою лепту в неприглядную картину московской мерзопакости, едва проглядывающейся через дождь на стеклах. Второй пилот не сразу сообразил, что надо бы помочь - включить дворники, пришлось подсказать... Он не услышал. Пришлось повторить. Включил.

Молодец!

Перед самым касанием второй пилот обратил внимание на небольшой крен, которым я прикрывался от бокового ветра: "Крен правый..." Очень полезная информация в момент, когда я, борясь с атмосферой и боковый ветром, намерен вернуть самолет на землю. Отбросив мысли по этому поводу, я только и нашел, что ответить: "Что ж, теперь не садиться, что ли?"

Действительно!.. И приземлил самолет на мокрую полосу аэропорта Домодедово.

Примечание: посадка с небольшим креном является абсолютно нормальной, тем более при посадке с боковым ветром. Возможно, что в военной авиации, откуда когда-то перешел в гражданскую мой второй пилот, иное отношение, я не знаю. Но этот доклад у самой земли едва не сбил меня с толку после бессонной ночи :)
Самый важный полет

В качестве бонуса - видеоповествование полета из Москвы в Барнаул

Спасибо за внимание!

Летайте безопасно!

Самый важный полет

Понравился рассказ? Жмите "большой палец вверх", подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить выход новой небесной истории!

Эти и другие рассказы о летной работе на канале Небесные истории

Об авторе

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube