Светская львица

15.05.2018

Май выдался напряженным и совсем не скучным для полетов - первую половину месяца Москва успешно ставила новые температурные рекорды, а во второй смыла их проливными дождями. В мае я вплотную приблизился к месячной норме в 90 полетных (не путать с рабочими!) часов, налетав 86 ч 47 мин.

Слышал краем уха, что кое-где в стране летают и по 120+ ч, загребая деньги лопатой... Брешут, поди... У нас с этим строго. Деньги присылают на карточку.

Василий Васильевич Ершов в своих записках писал о летней "потогонке", имея в виду 70-76 часов в месяц. Кхе.. Кхм. Сейчас над таким налетом посмеются (хех, ВЛЭК посмеется над нашим) - такой месяц вряд ли сегодняшний пилот иномарки сочтет "удачным". Даже подумать об усталости постесняется!

Эх, да такими дальнобойными рейсами, какие делались из Красноярска и пресловутые 120 часов налетать влегкую!.. А вот, набрать 90 часов рейсами Москва-Минводы, Краснодар, Анапа, Сочи и прочими Питерами... да в течение месяца еще три раза отдежурь в офисе, да предварительную пройди, тренажер проведи - вот это реалии сегодняшних дней. Шесть дней работаешь, на седьмой отдыхаешь... Из недели в неделю.

90 часов в полете, а в сумме - 160+ на работе. Официальная переработка. Попробуй, откажись...

* * *

Итак, сегодня летим в Сочи. Планирование, нет-нет, да вспоминает о моем экзаменаторском допуске, и сегодня я лечу проверять одного из наших командиров, Володю, совсем еще молодого парня.

Примечание: описываемые события относятся к 2013-му году

Владимир - ходячий заряд положительных эмоций и юмора. Еще будучи вторым пилотом, он считался весьма способным парнем, и вот, он уже год летает командиром. Собственно, индустрия вошла в очередной период бурного роста, поэтому во вторых пилотах сейчас особо не засиживаются, а толковые парни - тем более.

Приехав в аэропорт, решил зайти в "офис", посетить банкомат. Перед зданием встречаю сменного начальника ЦУПа (центр управления полетами), здороваемся:

- Денис, ты далеко?

- Нет. В Сочи

- В Со-о-чи? Ну, имей в виду - с вами полетит Ксения Собчак, светская львица.

Львица, так львица, ничего не имею против. Мне нет разницы - возить командировочных из Барнаула, шахтеров из Норильска или Ксению Собчак или Сергея Иванова (возил и его) в Сочи. Я всегда работаю одинаково.

* * *

Отвлечение от темы - утром в гаражах увидел вот такую зверюгу. Вот это всем джипам джип! Хоть и без особой подготовки, но смотрится сурово! В советские годы обычному гражданину иметь такой автомобиль не позволялось.

* * *

Мы полетим на "800-ке" - Boeing 737NG модификации -800. А ведь еще дня три назад стоял старичок BAN, на котором мне выпало летать аж четыре раза подряд. Но укрепить своеобразный рекорд мне не дали, что меня не очень-то и расстроило - вообще, мне больше по душе летать на 800-ках. Они более... лайнеры, что ли. Покрупнее, поизящнее в управлении.

Конечно, я и за неуважительное слово в адрес винтажной "классики"* любого вызову на дуэль... Но NG мне нравится больше, чего тут стесняться.

* B737 Classic, поколение 737, к которому относятся модификации -300, -400, -500.

Сегодня у нас VP-BQD, экс-американец, один из первых четырех бортов, которые пришли в Глобус в августе 2008-го года. Этот, по-моему, вторым прибыл, после BQF.

- Володя, ты в какую сторону хотел бы полететь?

- Да мне без разницы, Денис.

- Тогда, если те возражаешь, я полечу в Сочи, а ты в Москву.

- Без проблем!

В штурманскую комнату приходит наш старший бортпроводник, проводим брифинг.

- У нас сегодня летят випы, Ксения Собчак. Вы в курсе?

- Да, нас уже предупредили.

- А ее муж - Максим Виторган - летит?

- Вроде бы. Там вообще, сказали, что несколько випов будет.

Девчонкам в таких рейсах посложнее, чем нам. Мы-то заперлись в кабине и летим. А им порой приходится несладко - далеко не все няшные на экранах "випы" и в жизни являются "няшками".

Довелось мне как-то везти известную многодетную певицу - так по рассказам проводников, она не снизошла до обращения к ним лично. Все просьбы стоящей рядом стюардессе передавала исключительно через сопровождающего: "Передай ей, что... ", "Скажи ей, что..."

* * *

Идем на вылет. Погода чудесная! После недавних проливных дождей душа поет и радуется.

Ждем "маршрутку", которая доставит нас на борт.

Вот и наш красавец. Заждался, бродяга?

Здороваемся с авиатехниками. Выясняется, что правое колесо подлежит замене, возможна задержка. Это совсем не радует, кто знает, какие тараканы в голове у наших "звезд"? Мы наслышаны слухов о Ксении, у которой чуть ли не каждый полет превращается в подвиг. Как знать, как повлияет задержка с вылетом на ее настроение, какое поведение ждать от "важных персон"?

"Рейс Москва — Нью-Йорк обещал быть легким и комфортным: девять часов полета, таблетка имована и носки из фирменного набора «Аэрофлота» должны были сделать свое дело. И вот, обложившись подушками, я приготовилась заснуть уже прямо на взлетно-посадочной полосе. /.../. Вот стюардесса говорит о рейсе, вот правила надува жилета, вот гаснет свет, взлет, закрылки убираются, потом шасси, потом меняется режим работы двигателя — короче, вы поняли.
На первой же фразе капитана стало понятно, что привычный механизм адски нарушен: «Д-добрый вечер! Эт я, ваш…капитан, ой, командир Чеплевский. Полетим в Нью-Йорк, в коротом, э-э, в карытом, э-э, в котором… » — я сразу услышала знакомые интонации оператора из «Дома-2» после смены на морозе, но после третьей попытки выговорить предложение о погоде весь бизнес-класс начал переглядываться. И тут же, как будто почувствовав недоумение пассажиров, голос оборвался, и далее уже молодецко-пионерским баритоном кто-то умный и трезвый сообщил температуру в Нью-Йорке по Цельсию. Но я-то понимала, что до Нью-Йорка еще предстояло долететь.
Ласково позвала стюардессу: «А можно посмотреть на капитана? Что у него с голосом-то?» — «Да ничего-ничего, он устал немного», — доверительно сообщила мне стюардесса, как будто говорила про мужа, который бил посуду в соседней комнате. «Я бы все-таки хотела на него посмотреть», — проявила я настойчивость. «Мы уже взлетаем!» — строго сообщила мне девушка. И тут мой впавший в мгновенную панику мозг совершил неожиданное даже для самого себя. 
Я вскочила и в стиле Лужкова стала звать людей почти что на баррикады: «Люди! Отстегните ремни! Встаньте! Мы летим с пьяным пилотом!»
Из блога К. Собчак. Ссылка.

* * *

Летом стекла самолетов очень быстро пачкаются следами невезучих насекомых. Прошу у проводников бутылку воды, и две тряпки - пока есть время, протираю стекла. Обычно этим занимаются техники, но мне эта работа не в тягость. В свое время я неплохо полазил по Ан-2, вот на нем-то мойка фонаря кабины требовала гор-раздо большей акробатики, чем на Боинге 737.

Эх! Романтика!

Ссылка на рассказ: "Химические полеты. Романтика прошедших лет".

Опа! Казус! В "маршрутку" (слева) неудачно положили мешки с мусором, и все это разлетелось по аэродрому.

Сидим, ждем. Вот уже и плановое время вылет подходит. И проходит мимо.

- Володя...

- Да, Денис?

- У тебя есть твиттер?

- Нет, зачем он мне?

- Ну как, зачем? Почитать Ксению, вдруг она что пишет про нас?

Заходит старший бортпроводник. Обращаюсь к ней

- Сегодня в сторону Сочи полечу я, поэтому объявляйте мою фамилию.

- Вы будете делать информацию пассажирам?

- Ну конечно же... не буду! Пусть Ксения Собчак потом напишет в твиттере, что командир был настолько пьяным, что даже не смог выйти на связь с пассажирами! Кстати, а у вас есть твиттер?..

Естественно, я буду делать информацию пассажирам. Тем более при задержке. Тем более при полете со звездами Твиттера.

А вот и колесо подвезли. Что ж, теперь дело пойдет быстрее.

Обычно замена колеса не занимает долго времени. Но вот именно сегодня из-за него задержка составила около часа.

У вас, случайно, нет твиттера?..

* * *

Наконец, все готово для приема дорогих гостей.

Встречаем! Приехал первый автобус, привез "просты" пассажиров, а за ним привезли "сложных" - наших "звезд". Ого! Да там не только супруги Собчак, но и Юлий Гусман!

И даже актриса Задорожная!

Я, правда, не знаю, кто это. У меня дома телевизор для красоты стоит. Мне потом проводницы сказали, что это была Задорожная.

Приветственное слово, извинения "от имени авиакомпании, всего экипажа и от себя лично" за задержку из-за необходимости замены одного из колес. Пожелания приятного полета.

Полетели!

Руль.

Занимаем эшелон. Рассказываю о полете пассажирам, благодарю за внимание. Вот теперь можно и покушать. Вызываю старшую.

- Как там у вас дела? Как там Ксения с супругом? Какой балл поставил Гусман?

- Ну... Выглядят недовольными. А так ничего. По-крайней мере, не ругаются.

- Вот и слава Богу! Мне, пожалуйста, курицу и чай черный с молоком без сахара. Сначала пообедаю я, затем Владимир.

- Хорошо.

Полет проходит спокойно, рутинно. В Ростовской зоне интересуемся погодой в Сочи и на запасных - Краснодаре и Ростове.

И через несколько секунд приходит телеграмма. Получите, распишитесь.

Погода в Сочи хорошая. По всей видимости, следует ждать полосу 06 на посадку - на 02-й попутный ветер довольно-таки сильный.

Что ж, можно начинать готовиться к заходу на посадку.

А где-то в стороне растут грибы...

Приступили к снижению. Диспетчер несколько укоротил маршрут, отправив нас заходить через Агой, поэтому приходится снижаться интенсивнее, чем обычно.

Свой первый заход в Сочи я выполнил... в 12 лет, в 1991-м году. Стоя за командирским креслом Ту-154, в котором сидел мой отец. Да-да, брать в кабину "посторонних" и, тем более, своих детей, для тех времен было вполне нормальным делом (хотя и не разрешенным, конечно же). За что я премного "тем временам" благодарен - вряд ли современным мальчишкам повезет так, как мне - быть свидетелем работы пилотов, да еще и в таком красивом, как Сочи, месте!

Снизились над морской гладью. Помлели от красивых видов. А дальше - дело техники. Эшелон 50 - отключаю  автопилот, автомат тяги, соединяюсь с самолетом через штурвал, педали и РУД (рычаги управления двигателями). В недрах самолета гидронасосы многократно усиливают мои мускульные воздействия на органы управления. Самолет послушен, как ребенок, которому только что пообещали подарить плейстейшн.

Аэропорт Сочи имеет свои нюансы. Иногда здесь бывает сложная ветровая обстановка, которая приводит к резким изменениям в скорости и положению самолета. И именно в Сочи это обычно происходит уже у самой ВПП*, на высоте менее 100м.

ВПП - взлетно-посадочная полоса

Мне доводилось не раз испытывать нюансы Сочи на себе, и, скажу я вам, бывало и весьма жестко. Надо всегда быть начеку, особенно, если ветра задувают с юга-юго-востока - переваливая через рельеф, воздух завихряется, и вихри колбасят железные машины, возомнившие себя птицами.

Сегодня ветер несильный, но это не повод расслабляться.

До пролета береговой черты самолет шел, как влитой. Но на высоте 200-250 футов самолет закачало, скорость стала быстро падать и, повинуясь падению скорости, лайнер начал просаживаться. Краем глаза вижу, что ветер повернулся на строго попутный - 8 узлов в хвост. То есть, ни фига не тот, который передали в сводке погоды.

Двигаю РУД немного вперед, еще чуть-чуть... корректирую скорость, траекторию... не дать самолету уйти выше при увеличении тяги - штурвал немного "от себя". Двигатели на В737 находятся ниже центра тяжести и любое изменение тяги ведет к чувствительному воздействию на балансировку самолета.

Самолет "пойман", птица больше не стремится вырваться из рук. Не брыкается.

Торец полосы проносится под нами... выравнивание, плавное уменьшение режима. Касание... Спойлеры! Реверс!

Затормаживаемся, катимся, освобождаем ВПП. В кабину пробиваются курортные запахи.

Добро пожаловать в Сочи!

Двигатели В737 расположены низко над землей, и в этом есть очевидное преимущество -
каждый пилот уже сфотографировался и не раз на фоне лопаток двигателя. Ну и я не отстаю.

Обратный вылет запомнился тем, что одного пассажира пришлось снять из-за весьма нетрезвого состояния и сопутствовавшего этому неадекватного поведения. Вот так и происходят задержки - то замена колеса, то пьяный пассажир... Нетрезвых следует отсекать еще до посадки на борт, но работники аэропортов всегда хитрят и сажают всех подряд, независимо от состояния, в надежде, что экипаж не захочет заморачиваться.

В общем, спихивают проблемы на нас.

Ну а мы заморочились. Дождались полицию, которой потребовалось еще минут 10 на то,чтобы уговорить пассажира покинуть борт мирным способом.

Вот скажите мне - зачем надо напиваться перед рейсом? Не успев войти в самолет, начать хамить проводникам?.. На что этот мужик рассчитывал?

Естественно, возмездие наступило быстро. Стать светским львом у него не получилось.

Наконец, мы помахали крылом столице будущих Зимних Олимпийских игр, заложили правый вираж и взяли курс в сторону столицы.

Как уже было неоднократно замечено - все, что ни делается, - к лучшему.

Мы горевали о задержке, но когда прилетели в Домодедово, выяснилось, что час назад аэропорт едва не смыло! Стихия нагрянула на Москву и область, и еще кое-где продолжают бушевать знаменитые московские грозы.

Ох, не завидовал я в этот час коллегам из Шереметьево - им предстояло выдержать нашествие нескольких волн из гроз!

А мы удачно обошли всю погоду, и даже без всяких зон ожидания (которые рассосались как раз к нашему прилету), выполнили заход по схеме Аксиньино 14K на ВПП 14-ю левую.

Мда... А ведь этим мирным солнечным утром ничего не говорило о том, что днем небеса разверзнутся! И где оно, солнце, сейчас?

Помахали рукой Ту-154м, ставшему герою Ижмы

Зарулили на 5-й гейт, через пару минут к нам присоседился наш собрат, шедший за нами из Мин-Вод - В737-400, бортовой номер VP-BQG.

Рейс закончен, пассажиры вышли. Началась привычная суета подготовке самолета к следующему рейсу.

Передаем наш лайнер в надежные руки коллег. Спасибо, Брат! До встречи!

PS А я все-таки зарегистрировался в твиттере - исключительно для того, чтобы узнать, не сильно ли на нас ругалась "львица". Мало ли... Но нет, ни слова о задержке, как ни слова и о полете. Нет, и слава Богу!

02 июня 2013 г

Летайте безопасно!

Мой инстаграм

Мой канал на Youtube