"Гром" - новая авиабомба, способная залететь в форточку противника

Настоящая ярость небес от русских инженеров - новая отечественная крылатая авиабомба "Гром", несущая трехсоткилограммовую боеголовку, способна спикировать с расстояния 130 км и уничтожить свою цель. "Гром" не сможет остановить ни одна из известных ПВО-систем, точность наведения - поражает воображение. Сейчас проект вошел в фазу летных испытаний и совсем скоро поступит на вооружение ВКС РФ.

По официальной документации данная крылатая авиабомба проходит как: "Управляемая система ракетно-бомбового вооружения" (индекс 9-А-7759) и предназначена для оснащения русских боевых самолетов (фронтовых истребителей и бомбардировщиков). Основное назначение системы "Гром" - высокоточные удары с воздуха по важным наземным объектам противника (заводы, фабрики, аэродромы, автопарки и пр.).

По своей концепции бомба состоит из модулей и будет поставляться в нескольких вариантах, таких как: осколочно-фугасный, с мощной детонирующей начинкой и зажигательным зарядом. Способ пуска "Грома" - катапультный, происходит во время набора высоты при помощи маневра "Горка". После пуска активируется стартовый двигатель, который обеспечивает необходимое ускорение для успешного сближения с целью.

Схема устройства авиационной бомбы "Гром"
Схема устройства авиационной бомбы "Гром"

В процессе пикирования, контроль над управлением "Громом" берет на себя специальная система наведения, защищенная от различных видов помех, использующая GPS и ГЛОНАСС. При поражении цели допускается погрешность в 11 метров.

Одна из главных "фишек" разработки - функция наведения на цель, расположенную сзади от носителя. Таким образом "Гром" может мгновенно ложиться на курс, минуя стадию стабилизации после пуска. Более того, при такой схеме заметно повышается точность поражения.

Наиболее легкая модификация "Грома" весит 490 кг, наиболее тяжелая - 600 кг. При весе боеголовки 315 и 480 кг, соответственно.

Дальность полета авиабомбы колеблется от 70 до 125 км. Это достигается благодаря выдвижным крыльям. Кстати, одна из версий "Грома" оснащается особым маршевым двигателем, который существенно расширяет эффективную зону поражения.

Схема запуска "Грома" в заднюю полусферу
Схема запуска "Грома" в заднюю полусферу

По заявлению военного эксперта из коллегии ВПК Виктора Мураховского, "Гром" - очень нужный и долгожданный проект. На данный момент в этом направлении работают Китай и Корея.

Из его интервью становится понятно, что новая бомба есть некий "хирургический" инструмент от мира вооружений. Её потенциала хватит на выполнение различных воздушных операций без риска для самолета-носителя. При этом, результат сброса бомбы абсолютно не зависит от опыта пилота.

На нужную воздушную позицию "Гром" смогут доставить многие отечественные военные самолеты ( МиГ-35СМТ, МиГ-29, палубный Су-33, тяжелые Су-30СМ, Су-35С, Су-34 и Су-24). Демонстрация бомбы для широкой общественности планируется в августе 2018 года на военном форуме "Армия-2018".

Система "Гром" уже прошла ряд предварительных испытаний в различных климатических и погодных условиях и пока - все идет хорошо. Все ТТХ бомбы подтвердились. Всего было произведено 35 вылетов с различными учебными задачами. В качестве носителей использовались МиГ-35 и Су-34.

"Гром" на Су-34 (фот с испытаний)
"Гром" на Су-34 (фот с испытаний)

Однако, назвать "Гром" инновационной системой вооружения нельзя. В 2006 году в распоряжение американских ВВС поступил аналог нашей разработки - система GBU-39. Впрочем, русские инженеры учли опыт заокеанских коллег и создали оружие на порядок превосходящее американскую разработку. Главное преимущество - это конечно же мощность боеголовки (превосходство более чем в 2 раза).

Финальные испытания "Грома" закончатся в сентябре текущего года, после чего будет приниматься официальное решение о принятии новой авиационной бомбы на вооружение ВКС РФ.