Самый перспективный самолет в мире: Як-130

11.06.2018

Совсем недавно на страницах знаменитого американского политического обозревателя The National Interest была опубликована статья, автор которой попытался подробно и с разных ракурсов рассмотреть российский самолет Як-130.

Учебный Як-130
Учебный Як-130

"Созданный во время распада СССР Як-130, пожалуй, является самым лучшим учебно-тренировочным самолетом, который когда-либо разрабатывался в России и мире", - пишет издание.

Журналист коротко описывает основные этапы разработки самолета, начиная с конкурса на новую учебную машину, который был объявлен еще в 80-х годах прошлого века. Тогда планировалось заменить новой машиной устаревшие Л-39 "Альбатрос" и Л-29 "Дельфин".

В тот момент, когда Советский Союз официально прекратил свое существование было утверждено два опытных образца - МиГ-АТ, а также Як-130. Россия переживала сложный период в своей истории, поэтому конструкторское бюро испытывала постоянные проблемы с финансированием проекта. Решить проблему удалось благодаря денежным вливаниям итальянской компании Aermacchi. Правда, на финальных этапах, пути России и Aermacchi разошлись. Европейцы сконцентрировались на собственной разработке - самолете М-346 (аналог Як-130).

Итальянский самолет М-346
Итальянский самолет М-346

Впервые новая российская машина оторвалась от земли и поднялась в небо весной 1996 года (Як-130D), а итоговый предсерийный вариант был испытан лишь в 2004 году. Принятие на вооружение произошло еще через 6 лет - в 2010 году. С 2011 года Як-130 начал поставляться на экспорт. Сейчас в распоряжении РФ имеется 95 машин данной модели.

В итоге, по своим техническим данным, Як-130 несколько проигрывает своему итальянскому брату М-346 (субъективное мнение автора статьи). Однако русская машина имеет большой ресурс, который можно использовать для разнообразных модификаций. Таким образом, теоретически, Як-130 можно "разогнать" до уровня самолетов поколения 4++ и 5.

Як-130
Як-130

Як-130 способен выдерживать угол атаки вплоть до 35 градусов, что ставит его в один ряд с такими самолетами как: Су-20 и МиГ-29 либо американский "Супер Хорнет", - анализирует автор.

Отдельной строкой в статье выделяются высокие показатели тяговооруженности самолета. Благодаря этому Як-130 с легкостью выдерживает критические перегрузки, сохраняя отличную маневренность.

Зная эти особенности, российские и итальянские военные используют Як-130 и М-346, как дешевый легкий тактический истребитель, который может нести свыше трех тонн различного вооружения.

"Подводя итог делаю вывод, что русский Як-130 и итальянский М-346 ожидает интересная и насыщенная событиями судьба", - заканчивает свою статью автор.