C чего начинать создание IT-продукта

У нас в Интеркоме есть принцип — Think big, start small. Суть его состоит в том, чтобы сначала придумать большое решение-вижн, а потом запустить что-то очень маленькое, но в направлении этого большого решения. А как именно начинать с чего-то маленького? Каким должен быть этот первый шаг? На эту тему у нас тоже есть внутренний принцип, называется cupcake solution.

Допустим продукт нашей мечты — большой свадебный торт. Делать сразу весь торт долго, дорого и страшно. Можно разбить его на составные части и запустить их по отдельности («потому что мы же lean, мы же agile, надо сразу всё катить в продакшен»). Вот коржи готовы, давайте их запустим. И ничего, что они выглядят немного бесформенными, сейчас все отлаживаются в продакшене. Потом через какое-то время выкатим крем. Ещё пару версий спустя у нас появятся шоколад и, может быть, орехи. Ну, а когда и если это всё будет успешно работать, подумаем над украшениями, вишенками и прочим. Вот и продуктовый roadmap готов.

Совсем другой подход — выпустить в качестве первой версии капкейк. Это очень маленький, но законченный продукт. Там есть и тесто, и крем, и даже вишенка. Всего по чуть-чуть, зато всё аккуратно, отлажено и отполировано.

Самое главное — такому продукту рады, им можно сразу начинать пользоваться. И, запустив такой продукт, мы сможем по-настоящему проверить продуктовую гипотезу и чему-то научиться. Тогда как запустив одинокое тесто, скорее всего узнаем от первых пользователей только о том, что им не хватает крема и всего остального. Но такой фидбек легко было предсказать и без запуска.

Правило: первая версия продукта (или фичи) — это как капкейк — отполированное законченное решение проблемы, просто маленькое.

P. S. 
Несколько человек попросили показать пример cupcake solution.

Вот один из последних примеров. Мы запустили в Интеркоме фичу Conversation ratings: после разговора человека с бизнесом, человеку присылают маленькую карточку с просьбой оценить разговор:

Полным «свадебным тортом» в этом случае могла бы быть система создания опросов (как typeform), в которой бизнесы создавали бы дерево важных для них вопросов и настраивали варианты ответов. В нашем случае присылается просто одна маленькая карточка и никаких настроек нет — можно только включить или выключить фичу целиком. Это капкейк.

* * *

Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity