Яндекс.Телефон. Мнение бывшего сотрудника Яндекса

6 December 2018

Вчера Яндекс объявил о выходе Телефона, а уже сегодня начались продажи в магазине Яндекса (как там очереди?). Поздравляю бывших коллег! Мне кажется, это серьёзная веха для компании и для рынка.

Яндекс.Телефон. Мнение бывшего сотрудника Яндекса

Зачем Яндексу телефон? Когда-то, в начале 2000-х, чтобы что-то поискать в интернете, люди шли на сайт поисковика. Набирали в адресной строке браузера www.yandex.ru, а потом на странице — поисковый запрос. В 2018 году на сайт поисковика идут только странные консерваторы вроде меня, а нормальные люди ищут сразу из браузера, или с домашнего экрана телефона, или вообще с помощью голосового ассистента. Поэтому, если ты хочешь, чтобы твоим поиском пользовались, изволь делать свой браузер, своего ассистента и да, свой телефон. При этом мне сложно поверить, что Яндекс рассчитывает на какую-то заметную долю на рынке смартфонов. Впрочем, время покажет.

Конечно, появись телефон на несколько лет раньше, он мог бы произвести большее впечатление. Сейчас смартфоном сложно удивить. Мне вообще кажется, что нас едва ли ждут какие-то заметные прорывы или потрясения на рынке телефонов. Даже если гнущиеся экраны станут массовыми или ещё что-нибудь в таком духе— категория в целом уже определена. Когда Стив Джобс вернулся в Эппл в 1997, компания была на грани банкротства, а рынок PC был полностью захвачен компьютерами с Windows. Когда у Джобса спрашивали, как он собирается бороться с Windows, он отвечал, что никак — он просто подождёт the next big thing. И действительно, дальше Эппл возглавила много революций — iPod, iPhone, iPad — и ни одна из этих революций не была связана с персональными компьютерами. Ну то есть у Яндекса гораздо больше шансов сделать прорыв в какой-то совершенно новой категории — беспилотных автомобилях, смарт-наушниках, очках дополненной реальности.

Если не ожидать прорыва, а просто посмотреть на то, что получилось — получился добротный смартфон. Да, мы не побежим менять свои айфоны на Яндекс.Телефон. Но он и не пытается конкурировать с айфонами. Это просто нормальный телефон — с добротным экраном, добротным аккумулятором, добротными камерами, добротным гнездом для наушников.

И с вполне добротным дизайном. Когда я увидел первые картинки, они на меня не произвели впечатления. Ну да — простой, аккуратный, скучный. Но посмотрим правде в глаза — многие ли всерьёз согласились бы ходить с нескучным телефоном в форме желтой стрелки, например? Чем внимательнее присматриваюсь, тем больше мне нравится. Большинство телефонов в «добротной» категории насквозь пластмассовые. А тут — стекло спереди и сзади, алюминий по краям. И клёвые яркие чехольчики.

Как минимум одна дизайнерская деталь совершенно гениальна — булавка для лотка с SIM-картами:

Яндекс.Телефон. Мнение бывшего сотрудника Яндекса

В операционной системе, конечно, смешались Яндекс и Гугл — ведь это оболочка на базе Андроида, причём не первой свежести. И, видимо, версия Андроида всегда будет немного отставать. Но интересен тут не софт сам по себе и не железо само по себе, а то, насколько они будут дополнять друг друга.

Есть любопытные моменты — например, вот эта подсказка от Алисы:

Яндекс.Телефон. Мнение бывшего сотрудника Яндекса

Мне нравится как это выглядит — как будто сообщение в диалоге. Насколько будет к месту? Главное, чтобы не превратилось в Скрепыша. Нравится, что при входящем звонке с неизвестного номера определяется название организации. Нравится, что при активации телефона генерируется виртуальная карточка Яндекс.Денег — которой сразу можно пользоваться где угодно, прикладывая телефон к терминалам оплаты.

Дизайном настоящих «железных» продуктов на мировом уровне в России сейчас занимаются очень немногие. Это захватывающе интересно и невероятно сложно. Поздравляю Яндекс с тем, что он становится по-настоящему «железной» компанией. Сначала Яндекс.Станция, теперь вот и Телефон. Да, это во многом имиджевые продукты. Даже если они никогда не станут по-настоящему массовыми — начало положено. Уверен, впереди нас ждёт много интересного.

* * *

Об авторе: Константин Горский работает дизайн-менеджером в Intercom. В прошлом — дизайн-директор Яндекса.

Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.