Откуда берётся карьерный рост

Пишет Марина Захаренкова:

«Как в Интеркоме происходит рост сотрудников, есть ли какая-то налаженная система? Я имею ввиду как личностный рост внутри одной должности, так и переход на более высокие должности. Ну и вообще, что ты про это думаешь, как это должно быть правильно устроено в компаниях?»

В Интеркоме есть уровни и описания позиций, составляются карьерные планы, но всё это скорее инструменты. Сегодня хочу больше поговорить про карьерный рост вообще и про то, что делать, если хочется расти.

Первое и самое главное — каждый человек сам отвечает за свой карьерный рост. Да и вообще за всё, что с ним происходит. Не руководитель, не компания, не «налаженная система», а сам человек. Поэтому, если вы, например, просто сидите и ждёте, что вас повысят, то можете и не дождаться. Если хотите расти и переходить на более высокие должности — активно этим занимайтесь.

Тут некоторые могут подумать «фууу, карьерист». Не вижу в нормальном здоровом карьеризме ничего плохого. Часто, когда употребляют слово «карьеризм», имеют в виду борьбу за влияние, интриги, сплетни, доносы, «уничтожение» оппонентов, преследование личных целей во вред компании. Вот это всё — жесть, от которой стоит держаться как можно дальше.

«Активно заниматься карьерой» в моём понимании значит:

  • понимать, чего ты хочешь и зачем тебе это;
  • направлять своё внимание на то, чтобы приносить пользу компании;
  • брать на себя ответственность;
  • браться за более сложные задачи;
  • рассказывать окружающим о том, что ты делаешь;
  • учиться новому, развиваться;
  • помогать коллегам;
  • ничего не ожидать взамен.

Пока это вполне помогало и мне самому.

Один из самых сложных пунктов — самый первый. Если вы думаете, что хотите переходить на более высокую должность, то понимаете ли, зачем вам это? Вообще, чтобы понять, чего хочется, стоит задумываться о том, что нравится и что не нравится в работе. Когда в последний раз вы делали что-то такое, что вам доставило большое удовольствие? Что именно это было? Можно ли делать больше такого? А от каких задач вас, наоборот, подташнивает? Можно ли меньше ими заниматься? Обо всём этом, кстати, хорошо бы говорить с вашим руководителем — он (или она) может и не догадываться.

Ещё добавлю два слова про «рассказывать окружающим о том, что ты делаешь». Человек может делать гениальные вещи, но если он делает их тихо в уголке, и об этом никто не знает, компании от этого пользы немного. Несравнимо больше пользы, если в то, над чем он работает, вовлечены другие, а результаты прозрачны и понятны каждому. В современных компаниях есть много способов рассказывать о своей работе коллегам: написать во внутренний блог, выступить с презентацией, расшарить документ, написать письмо в рассылку.

Напоследок ещё один небесполезный принцип — сначала человеку надо дорасти до новой позиции (а может даже и поработать в новой роли) и только потом получить официальное назначение. Например, если вы понимаете, что хотели бы стать руководителем, проявляйте себя как лидер. Для этого не нужна никакая должность и никакие полномочия тоже не нужны.

Если человек ставит на первое место цели компании, развивается, берётся за сложные задачи и справляется с ними, рассказывает о своей работе, вдохновляет и направляет людей вокруг, то за его карьеру можно не беспокоиться.

* * *

Этот пост был изначально опубликован в Телеграм-канале Design & Productivity.