DestraLegal.ru
288 subscribers

Не дайте себя обмануть, или тонкости покупок в соцсетях и онлайн-сервисах

Не дайте себя обмануть, или тонкости покупок в соцсетях и онлайн-сервисах

Вернуть деньги за такую покупку можно, но крайне сложно. Особенно в случае, если продавец попался недобросовестный. С одной стороны, для защиты нас от нерадивых продавцов и необдуманных покупок существует Закон о защите прав потребителей. Только вот сфера действия у Закона ограничена. Он распространяется на отношения между потребителем (гражданином, приобретающим товар или услугу для личных, семейных, домашних нужд) и продавцом (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).

На возмездные отношения между двумя физическими лицами нормы Закона не распространяются.

Как же в таком случае регулируются покупки у частных лиц? Или как быть, если деньги переведены юрлицу (ИП), но вы нарвались на мошенников и товар просто не получили? И все это на просторах интернета? Рассказываем далее.

Покупки через социальные сети

Покупки в Интернете с каждым днём становятся всё популярнее, но рост популярности не всегда означает рост безопасности и гарантий. К сожалению, покупки в социальных сетях у частных лиц (да и не только!) практически не защищены.

Совершив покупку в обычном магазине и обнаружив недостатки товара, вы всегда можете в этот магазин вернуться, написать претензию, а если реакции не будет, то подать жалобу в Роспотребнадзор или направить иск в суд. А при покупке через соцсети у частного лица, могут возникнуть сложности с возвратом и вообще с дальнейшим контактом с продавцом.

Если вы решили купить товар у частных лиц через Интернет, то помните, что здесь не будут действовать правила, применимые к дистанционной покупке у юрлица или ИП. Так, например, невозможно вернуть товар в любой момент до его доставки, а также в течение 7 дней после получения (в отдельных случаях в срок до 3 месяцев).

Ваши отношения с продавцом (так как оба являются частными лицами) регулируются нормами Гражданского кодекса РФ (глава 30). Переводя с юридического на русский, это значит, что все заметно осложняется, если покупатель захочет вернуть деньги за товар. В частности, для возврата товара (за исключением бракованного) нужно согласие продавца.

Instagram

Важно выяснить до покупки, у кого вы покупаете. Если это небольшой интернет-магазин (юрлицо или ИП), который продает свои товары через Instagram, то тут вас, как уже было сказано выше, будет защищать Закон о защите прав потребителей, а значит действовать все гарантии онлайн-покупок. Однако на практике не так просто установить, кто скрывается за тем или иным аккаунтом и как получить его данные, если необходимо будет направить претензию.

Постарайтесь до момента перевода денег уточнить, как работает продавец. Как частное лицо или все-таки зарегистрирован как юрлицо или ИП. Для начала стоит запросить полные реквизиты продавца. Мошенники будут игнорировать подобные просьбы или писать, что волноваться не о чем. А вот настоящие продавцы, заинтересованные в сохранении репутации, без проблем предоставят вам необходимые данные.

Далее на сайте Федеральной налоговой службы вы можете ввести ФИО индивидуального предпринимателя или наименование организации или ИНН юридического лица и проверить, действительно ли они зарегистрированы. Не стесняйтесь спрашивать и проверять!

Ведь само руководство Instagram никаких проверок не проводит и отмечает, что программа защиты покупателей доступна только в США. А в приложении можно лишь пожаловаться на действий лица, которые, по вашему мнению, нарушают правила соцсети.

ВКонтакте

В сторону электронных продаж движется и социальная сеть ВКонтакте. Не так давно в сервисе стал доступен раздел «Маркет», в который добавляются товары тех, кто ведет свой бизнес в VK. Опять же первое правило – рассчитывать на себя и проверять продавца, использовать доступные в этой социальной сети механизмы платежей «Денежные переводы ВКонтакте» или VKPay. Если вы перевели деньги, но товар не пришел или же пришел не того качества, то Служба Поддержки может заблокировать пользователя, если решит, что от его действий могут пострадать и другие. Но это не вернет вам и другим пользователям деньги.

Покупки через онлайн-сервисы (Avito, Юла)

Выбирая покупку через специализированные сервисы продажи товаров, вы можете рассчитывать на дополнительную поддержку в случае возникновения конфликта с продавцом. Правда, чаще всего такая поддержка будет заключаться в том, что сервисы пытаются связаться с лицом или также блокируют аккаунт.

Сервис Аvito старается гарантировать безопасность сделок, ежедневно проверяя и удаляя сомнительные предложения и аккаунты. Если вы считаете объявление или продавца подозрительным, то сервис предлагает незамедлительно нажать на кнопку «Пожаловаться» (она есть в каждом объявлении). Если сделка уже состоялась, и продавец оказался мошенником, то сервис предлагает функцию «Обратная связь». Сервис постарается связаться с ним или заблокирует в случае необходимости, но вряд ли юристы этого сервиса будут заниматься вашим вопросом, т.к. сайт советует обращаться в банк и полицию.

На платформе Юла есть аналогичный сервис «Безопасная сделка». Оплата происходит через сайт или приложение Юла. Далее в момент осмотра можно отказаться от покупки, тогда денежные средства сразу вернуться на карту (ведь продавцу они переводятся только после того, как вы заберете товар и укажите об отсутствии недостатков).

В целом же для того, чтобы получить деньги обратно чаще всего придется действовать самостоятельно.

Мы рекомендуем придерживаться следующего алгоритма для возврата денег за некачественный товар или за товар, который вы так и не получили:

· Подготовьте все имеющиеся у вас доказательства совершения сделки и недостатков купленного товара;

· Направьте продавцу претензию (через сервис или на его электронный адрес, если он вам известен). В ней вы можете ссылаться на договор купли-продажи (если он был заключен). К претензии приложите подтверждения недостатков товара;

· Укажите ваши контактные данные, а также наиболее удобный способ возврата денег за товар;

· Если продавец оказался мошенником, не отвечает на вашу претензию и не собирается возвращать деньги за неисправный товар, то следует обращаться в правоохранительные органы;

· Для упрощения процесса сейчас можно подать заявление через сайт Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru/structure/10000001197). Достаточно выбрать раздел «Безопасность и правопорядок», затем категорию «Услуга по подаче обращений в органы прокуратуры».

Будьте внимательны при будущих покупках! Через социальные сети часто можно найти не только эксклюзивные и необычные вещи по приятным ценам, но и мошенников. Постарайтесь проверять продавцов до момента перевода денег, а при сомнениях лучше откажитесь от покупки или найдите альтернативного и надежного продавца. Больше о своих правах при возврате товара вы можете узнать в нашей бесплатной инструкции “Вернуть товар”.

Удачи и делитесь в комментариях своими историями о покупках на просторах интернета!