Актуально ли фехтование сегодня или в чем суть Дестрезы

29.03.2018

Некоторые читатели говорят: "Зачем изучать фехтование сегодня, ведь со шпагой уже не походишь, это практически не применимо, так просто развлечься, не более". И это действительно верно для большинства видов фехтования, что нам предлагают сегодня - их не интегрируешь в жизнь. Однако ровнять Дестрезу под эту же гребенку было бы ошибочно и вот почему.

Источник фото remnavigator.com
Источник фото remnavigator.com

В наш 21 век люди не особо любят напрягать мозги - значительная часть их знаний из интернета. Но для того, чтобы разобраться с этим вопросом, пробежимся по векам.

Было время на нашей планете, когда никакой другой науки, кроме практической (прикладной) в мире не существовало. Это было до 15 века. Потому что люди четко знали что нужно для того, чтобы построить дом-храм-замок (причем заметьте, что сегодня архитекторы не создают такой красоты, как в средние века - почему?), знали что надо, чтобы одержать победу и прочее. На все вопросы были ответы и как вы понимаете мозгов много не надо было - все что требовалось, это найти техническое решение. Теоретизировать тогда было нечего и особенно никто ни с кем не рассуждал, никто ничего не усложнял. И даже чтобы закончить свою жизнь, достаточно было совершить одно простое действие, например нахамить какому-то рыцарю.

В 15 веке появляются документы о том научном знании, которое могло бы быть полезно человеку причем на стыке наук. Сначала было написано очень сложным языком, потом все примитивнее к 18 веку (но для нас все еще очень сложно). И в 19 веке уже появляется свод наук - остов нынешней науки. Мы шли более 300 лет и сегодня живем в индустриальную эру, когда деньги нужно зарабатывать, бизнесом заниматься - у нас уже нет возможности использовать науку для чего-то другого, кроме как для улучшения собственной жизни вокруг себя. И если наука позволяет это делать - она прикладная, а если не позволяет - то она так и остается на уровне теории.

Существует международный НИИ "World Martial Art Traditions & Criminalistic Research of Weapon Use", который занимается исследованиями в области мировых воинских искусств и криминальных традиций. И этот НИИ взял на себя труд поднять документы в библиотеках Мадрида и других европейских городов, сопоставить все имеющиеся данные с наукой (!) и как меценат перевести те труды европейских школ фехтования, в т.ч. Дестрезе, на русский. Эти все книги, вы знаете, есть в свободном доступе, т.е. никто эти знания от вас не прячет.

Те, кто говорят, что раньше были люди глупее, а сегодня прогресс. Оглянитесь назад на век , до 1917 года люди (те, кто аристократы) имели большую ответственность, много делали для науки в том числе, требования к воспитанию их были высокими, они знали несколько языков и у них не было языковых барьеров между Европой и Россией, как это у ученых сегодня. Потом произошли определенные события и появилось СССР. А то что позволяло дворянам нести на себе такой груз - и дома строить и корабли и прочее никуда не делось. Т.е. мало знать, надо эти знания применить для получения продукта. В СССР наука стала делиться на две категории "положено" и "не положено". Положено - это та наука академическая что сегодня в университетах до сих пор. А та, что не положено - ею занимались определенные лица, поставленные для того, чтобы справляться с конкретными задачами (именно поэтому в СССР был настолько высок конструкторский и технический прогресс и война выиграна благодаря тому, что эти продукты использовали, а кто-то их делал в кратчайшие сроки - причем по справкам люди от идеи до продукта справлялись не за 5 лет, а за 4-6 месяцев).

В СССР было некоторое время противостояние между двумя НИИ. Первое возглавляли Попов и Яковлев, а второе - Бокий, который в Тибет ездил к шаманам и его потом расстреляли, и так противостояние закончилось между ними. Первые два занимались прикладной наукой, и номенклатурно имеем прикладную физику, прикладную медицину, прикладную психиатрию и т.д. Они четко все сформулировали и нарисовали структуру как работает память (этим Попов занимался), как устроено сознание (Яковлев), на какие рычаги нажимать чтобы справиться с конкретной задачей. Т.е исследовали весь предыдущий опыт человечества, свели все к общим параметрам и дали тем, кому положено было какую-то часть, необходимую им для конкретной задачи. Они доказали, что не существует ничего на планете земля, в т.ч. понятия якобы мистические, чего нельзя было бы объяснить наукой. Мистика существует для тех, кто не знает тому объяснений (сбили самолет например и он упал в Африку, и вот это племя ходит ему молится мол боги там, а мы знаем что никакие не боги, а самолет - такой же завтра построим).

Попов и Яковлев сформулировали понятие наука - свод данных, который строго структурирован (логически), отдельные блоки структуры взаимодействуют друг с другом независимо и в любой конфигурации и каждый блок этой структуры содержит механизмы, инструменты для изменения положения вещей с одного в другое (с того, что есть, в то, что надо). Т .е. наука позволяет быстро обучаться тому, чем ранее не занимался, ставить навыки , развивать способности. И если через это определение сегодня пропустить науки, что у нас есть, пройдет очень малое количество.

Наука многоголосна, она говорит на разных языках одни и те же вещи. Факт, что люди больше говорят не столько на разных языках типа английский, русский, а они на разных профессиональных языках говорят и уже дизайнер плохо очень понимает программиста - сленг. А принципы работающие все те же.

Последние 100 лет пропагандируется, что уметь ничего не надо. Но прикладная наука начинается тогда, когда надо что-то сделать. А пока мы размышляем, рассуждаем - это все неприменимо и говорить не о чем. До 15 века никакой теоретической науки не было, была только прикладная. Люди не рассуждали, они делали и в этом легко убедиться, т.к. остались исторические памятники. Они умели находить технические решения. И даже книги построены по такому принципу, что воды в них нет: вот демонстрация - вот рекомендация.

А дестреза - модель воспитания ученого и военного человека, т.к. она работает на стыке 8 наук (математики, физики, нейрофизиологии в т.ч.). Под войной понимается это весь спектр от бытового конфликта на кухне, от раздела имущества и т.д. до международных войн. И если со шпагой вы человека на улице не встретите, то с битой более, чем вероятно. Вы можете не заниматься Дестрезой, чтобы стать воспитанным и умеющим человеком. Но чтобы жить достойно необходимо что-то использовать. Можно жить на грани выживания как это сегодня многие делают, а можно уметь управляемо идти к тому что необходимо. Не стоит смотреть на все однобоко, лучше располагать знаниями комплексно и уметь их интегрировать в жизнь.

И те, кто говорят "у нас мирное время и сегодня военное искусство в т.ч. фехтование не актуально", вы посмотрите новости - всегда фоновое напряжение остается, того ограбили, того убили, у того отобрали бизнес, и т.д. Время разное - да, оружие разное - да, принципы все те же. Каким бы языком их не говори. Поэтому да, если вам понятен другой язык, тут без вопросов. А Дестреза на науку прикладную, практическую наложилась полностью, вот поэтому и называют ее наукой (см. определение выше) и поэтому она актуальна сегодня.

Поэтому я вам рекомендую не верить всему подряд написанному в интернете, а проверить изложенные в статье данные самостоятельно, кому это надо.

Используемые материалы:
Иеронимо Санчес де Карранза «Философия оружия»
Луис Пачеко де Нарваэс «Книга о величии Меча»
Жерар Тибо «Академия меча»
Прикладная наука - из Википедии
Прикладная наука [Научно- практический семинар]