Шерлок Холмс как конфетка: есть на любой вкус. Обзор экранизаций одного из первых явлений мировой массовой культуры.

Знаете ли вы, как герой мировой художественной литературы получил рекордное количество экранных воплощений? Даже если нет, вы легко могли догадаться: это Шерлок Холмс – персонаж из серии детективных рассказов и повестей за авторством сэра Артура Конана Дойла. Первая киноадаптация появилась аж в 1900-м году, и с тех пор их количество перевалило за двести. В мировых масштабах – просто бешеная популярность, и не удивительно: детективы о Шерлоке Холмсе были одним из первых явлений массовой культуры, которые стали популярными не только на родине, но и разошлись по всему миру. Экранизаций не просто много: они ещё и очень разнообразны географически. И, чтобы вы не потерялись, вот небольшой исторический экскурс по самым известным экранизациям: попробуем осмыслить путь, который прошёл персонаж за сто с лишним лет. Начать стоит с «золотой классики», вот только здесь небольшая загвоздка: в каждой крупной стране, которая создавала экранизации, своя «классика». В Британии и США разные сериалы считаются культовыми, знаковыми и просто «первыми удачными попытками показать авантюры Шерлока Холмса на экране», не говоря уже о СССР. Так вот, раз мы с вами находимся на постсоветском пространстве, то наша с вами «классика» – это серия кинокартин про Шерлока Холмса и его вечного спутника доктора Ватсона с выдающимся Василием Ливановым в главной роли. Всего вышло пять серий (с 1980 по 1986 гг.), Плюс, в начале нулевых съёмочная группа не удержалась от соблазна и склепали ностальгический сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», но это уже другая, грустная история для знатоков. Почему оригинальный сериал стал классикой и заслуживает внимания? Потому что это довольно точная экранизация, пусть и с оговоркой «Создана по мотивам». Лаконичная в определённом смысле: здесь нет ничего, кроме запутанных преступлений и интеллигентного статного детектива, который элегантно эти преступления раскрывает, за чьим ходом мыслей интересно наблюдать. В этом и заключается «классичность»: в точности образа и во влиянии на своё время и на своё пространство. Советский Холмс был невероятно популярен и любим, да и до сих пор у него немало любителей. To же самое можно сказать, например, и о британской классике с Джерреми Бреттом в главной роли, что делает бессмысленными споры на тему «Какая экранизация лучше?»

Выше не случайно отмечались точность и лаконичность классических экранизаций. Дело в том, что Шерлок Холмс, помимо всего, одним из первых обзавелся активным фандомом буквально в современном понимании. Этот фандом активно писал и издавал фанатские истории и умудрялся действовать автору на нервы (даже доконал криками «дай продолжение, пиши естчо» и заставил-таки вернуться к этой истории). Поэтому не удивительно, что экранизации фанатского творчества и свободные фантазии на тему стали сниматься почти одновременно с «каноническими». Так Шерлок Холмс успел постареть, помолодеть, жениться, побывать в прошлом и будущем, оказаться подставным актёром, побывать в роли женщины... Кроме этого, в последнее время стало модно деконструировать гениального персонажа и добавлять «психологизма» в образ. Иногда это получается интересно, иногда не очень, но тенденция в целом такова: страдает от этого детективная составляющая.

Отличный пример – сериал «Шерлок» от ВВС, который выходил с 2010 по 2017 гг. Действие перенесено в условное «наше время», но остаётся довольно тесная связь с первоисточником. Например, американский сериал «Элементарно», который также предлагает современную трактовку, гораздо меньше оторван от реальности и предлагает более серьёзные изменения в отображении персонажей и ситуаций, чем «сейчас у Шерлока Холмса есть смартфон, а доктор Ватсон стал блогером». И в результате «Шерлок» – это история, в первую очередь, об обретении семьи и размышлении, что мы семьёй называем, о психологических проблемах и жизни с ними в современном мире, а детективная составляющая при этом где-то на задворках.

Сериал получил много критики из-за того, что местный Шерлок действует нелогично и хаотично, беря разгадки преступлений буквально с потолка, но на самом деле это не имеет особого значения. Он выглядит при этом убедительно – и прекрасно, большего не надо, так как сериал не о преступлениях и дедукции. Дело в том, что за сто с лишним лет появилась просто бесконечное количество детективных романов, сериалов, видеоигр, в том числе и довольно хороших, остроумных и т.д., – и среди них не затеряется, современному Шерлоку Холмсу нужно предложить зрителю нечто большее, чем просто хороший детектив.

Например, стать основой для объединения людей по всему миру. Мало того, что этот сериал «смотрели все» на Западе, так до 2013 года его посмотрели почти все и у нас, и вместе со всем миром напряжённо ожидая третьего сезона. А дождавшись, смотрели его вместе и обсуждали – тоже вместе. Невероятное для того времени ощущение сопричастности ко всему миру, которое уже сейчас, через несколько лет, кажется чем-то обычным.

Шерлок Холмс всё ещё может вызвать чувство сопричастности: например, опасением, что анонсирована третья часть «Шерлока Холмса» от Гая Ричи окажется ещё хуже второй. Вот эти фильмы – это полный отрыв от канона, полная деконструкция сути персонажа. Кто в здравом уме мог выбрать кандидатуру Роберта Дауни-младшего на роль чопорного статного детектива? Зачем вообще выворачивать историю в криминальный боевик с фирменным Ричевским монтажом и мясорубкой остроумных диалогов?

Однако, необъяснимым способом, деконструкция работает. Работает настолько, что у многих людей Шерлок Холмс теперь ассоциируется больше с Железным человеком, чем с британским интеллектуалом. Возможно, это не очень хорошо для первоисточника. Но, безусловно, интересно для общемировой культуры. Посмотрим, что станет с Шерлоком Холмсом ещё через сто экранизаций...