КАК ОГРАНИЧИТЬ ЭКРАННОЕ ВРЕМЯ? ПРАВИЛА, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ

Когда будущей королеве детективов Агате Кристи было совсем мало лет, мама запрещала ей читать. В педагогике того времени было распространено мнение, что чтение вредит детским глазам. Да и голове в целом. Считалось, что учиться читать можно не раньше 8 лет и очень осторожно, с большими перерывами, чтобы не повредить ум.

Сейчас то же самое мы думаем о времени, которое наши дети проводят за экранами компьютеров, телефонов, планшетов… Мы пока точно не знаем, сколько именно времени можно разрешать детям смотреть в экран без вреда для глаз и мозгов в целом, поэтому на всякий случай запрещаем им делать это долго. Да, не знаем! Исследования идут постоянно, рассматривая то один, то другой аспект, и на всякий случай педиатрами приняты кое-какие международные нормы для детей разного возраста. Например, детям до 2-3 лет вообще лучше не приближаться к экранам, детям до 5 лет разрешен один час в сутки, детям до 10 лет - полтора часа и так далее. При этом в обществе постоянно возникают новые вопросы, связанные с экранным временем: а если передача обучающая? а если надо делать задания по школе? а если читать? а если ребенок увлекается программированием? а считать ли сюда время перед телевизором или только интерактивное экранное время? а если пообщаться по скайпу с бабушкой из другого города?..

Так что у ученых еще много работы. Нет достаточных статистических данных, явно указывающих на то, что у детей портится зрение от экранов, а не от плохой организации посадочных мест в классе, от чтения тех же книг или просто по причине генетики. Нет данных, что три часа экранного времени вместо одного приводят детей к слабоумию. А если и приводят, то какого качества было это время? Может быть, важнее качество увиденного, чем количество?..

Ученые еще не один год будут изучать влияние новых информационных носителей на мышление, психику и физиологию наших детей. Но на всякий случай родителям предписано контролировать то, сколько времени дети проводят с экранами. И вот тут-то часто возникают проблемы, потому что контролировать подчас нелегко, родители не очень хорошо с этим справляются. Некоторые просто не видят, как ребенок наматывает счетчик экранного времени в школе и на улице, некоторые не могут противостоять уговорам, а то и капризам детей.

Мы, как обычно, расспросили всех знакомых родителей, как справляются они с контролем экранного и в основном проведенного за играми времени. И узнали много работающих подходов. Но насколько же это оказалось болезненной темой для многих мам и пап!

***

«С нашим ребенком работает стратегия обратного отсчета. Его надо заранее предупреждать, что осталось мало времени, например, полчаса, потом 15 минут, потом 10, потом 5. Иначе слезы и обвинения в несправедливости, что, мол, времени прошло на самом деле не час, а всего 10 минут. Когда предупреждаю заранее - он спокойно доигрывает, есть время сохранить свое прохождение, внутренне приготовиться к расставанию с игрой до следующего дня». (Оля И.)

«Таймер. Сами заводят таймер на час. Если по сигналу таймера мальчики выключают игру, то после перерыва в 3-4 часа получают еще полчасика. Если не выключают - ничего не получают на сегодня больше». (Арина М.)

«Есть список определенных обязанностей, который дети должны выполнять ежедневно. Если дела не сделаны - игры не будет. Во-первых, это домашние задания. И не на тяп-ляп, а чисто, аккуратно. Во-вторых, это простые дела - вынести мусор, загрузить-разгрузить посудомойку и стиральную машину, вытереть пыль в своей комнате, полить цветы, прибраться в своем шкафу, если нужно и так далее. Ленивые у нас не играют». (Вера А.)

«За полтора часа игры в день я прошу ребенка хорошо учиться. Принес домой пятерку - получай полтора часа. Четверку - час. Тройки не вознаграждаются. Так себе мотивация, конечно, с точки зрения правильного взрослого, но мы приспособились к такому вознаграждению, и оно работает. Троек почти не бывает, а уже шестой класс». (Александра М.)

«Прочитала совет у психологов, что игры и телевизор нужно отменять за 1-2 часа до сна, чтобы дать психике возможность успокоиться от впечатлений, полученных за день. Иначе ребенок будет плохо спать. А дети как раз неважно спали в последнее время, и я связала это с тем, что мы разрешали играть незадолго до сна. Мы с мужем ввели простое правило: играть можно только до 19-00, потому что в 21-00 у детей уже отбой. И если ты был чем-то занят, например, уроками, и не успел начать игру в крайний срок - в 18-00, то игр на сегодня уже не будет. Теперь завтра. И с уроками не прокрастинируй». (Татьяна Н.)

«Моя сердечная боль - ребенок мало читает. А надо. Надо расширять кругозор, нарабатывать навык быстрого чтения, интонационного чувствования, в идеале - развивать любовь к хорошей литературе. До идеала нам пока далеко, но вот с лимитом времени на чтение договорились так: читаешь один час в день - получаешь игру на один час. Читаешь меньше - не получаешь. Читаешь больше - все равно один час. Вот такой я педагогический зверюга. Как я проверяю, если меня нет дома? Он показывает объем прочитанного (я знаю, сколько примерно он может прочитать с учетом его скорости чтения, формата книги, размера шрифта, наличия иллюстраций) и пересказывает его». (Анастасия М.)

«Наши дети не играют в течение недели. Они много учатся, в том числе и в интернете. Перед экраном они и так проводят много времени! Поэтому по играм правило такое - игры только на выходные дни и каникулы. И дети привыкли к такому правилу, и у них даже не возникает желания его нарушить, в течение недели они не хнычут, тоскливо не вздыхают по своим майнкрафтовым деревням… Зато на выходных играют 2-2,5 часа, но с перерывами». (Сергей Е.)

«Скринтайм, ребята! Ну, или какое-то другое приложение. Просто ставите детям на телефон приложение, которое блокирует им игры, ютубчик, вконтактик после того, как набежит один или два часа (как вы сами решите), проведенные в них в совокупности. Хочешь поиграть, милый? Не вопрос - у тебя лимит разрешенного времени. Можешь прийти домой, поесть, разобраться с делами и спокойно потупить в телефон. Но если ты вычерпываешь это время урывками на переменках, ничего не получится - потраченные минуты суммируются еще до выхода из школы. Приложение можно настроить на то, чтобы оно блокировало определенные приложения на определенное время и даже в определенное время. Супермощный телефон в школе становится просто звонилкой с калькулятором. На все остальное - синий экран». (Михаил Н.)

  • Редакция

P.S. Забыли дорассказать вам историю Агаты Кристи. Читать она выучилась сама еще до того, как ей исполнилось 5 лет. Маме оставалось только вздохнуть и надеяться, что Агата не станет слепой дурочкой…