КАК РОДИТЕЛЯМ ПОМОЧЬ ДЕТЯМ С ДОМАШНИМИ ЗАДАНИЯМИ

Никто не любит домашку. Ни дети, ни родители. Но делать-то ее все равно надо! Мы собрали советы психологов, педагогов и опытных родителей о том, как делать домашние задания так, чтобы они перестали быть причиной ссор и раздражений в семье. Среди советов есть такие, которые понравятся всем родителям: и тем, которые заняли позицию «мне мама в детстве не помогала, и я не буду», и тем, которые сами ищут ГДЗ и даже пишут сочинения своим детям.

1|| Не изолируйте ребенка от семьи

Часто негативные эмоции вызывает не само домашнее задание, а атмосфера, в которой ребенок должен его делать. Из самых лучших побуждений мы отправляем его в тихую комнату, где никто не будет мешать и отвлекать. Есть дети, которым действительно уединение помогает сосредоточиться и самостоятельно все хорошо сделать. Но для многих детей это не уединение, а одиночество.

Если в вашей семье традиционно домашние уроки делаются за закрытыми дверями в тихой комнате, попробуйте в качестве эксперимента отойти от традиции и собраться всем вместе за большим столом, пусть ребенок разделит с вами семейное время, вам необязательно помогать ему с уроками - он тихо делает домашку, вы - читаете книгу, новости, выбираете рецепты на неделю, тихо переговариваетесь с супругом или бабушкой… А вот фоновый телевизор и громкую музыку нужно определенно выключать. Если школьников несколько - возможно, вместе будет даже лучше делать домашние задания. Не пресекайте разговоры, просто понаблюдайте - пусть дети подсказывают друг другу, спрашивают, если кому-то будет шумно - он сам попросит тишины или уйдет в другую комнату. Важно изменить саму атмосферу - сделать ее приятной, позитивной и тогда домашние уроки будут восприниматься как что-то уютное.

2|| Будьте менеджером домашних заданий

Контроль за выполнением домашних заданий это не то же самое, что делать домашние задания с ребенком. Представьте, что вы старший менеджер проекта, ваша задача помочь ребенку с контролем, научить мастерству организованности. Установите определенное время для выполнения уроков, приучите к определенному алгоритму: проверить расписание и задания на завтра, определить сложные задания и начать именно с них, пользоваться таймером, делать перерывы, но не отвлекаться по пустякам. Объясняйте сами, а потом поощряйте ребенка объяснять свой выбор трудных заданий и легких, очередность их выполнения, тщательность выполнения и так далее.

Помогайте сосредоточиться. Научите пользоваться планировщиком или простым чек-листом выполненных дел, совмещать школьные уроки с заданиями из музыкальной и художественной школ. Подбадривайте и хвалите - это тоже входит в обязанности менеджера проекта и родителя, разумеется.

3|| Присутствие родителя помогает сосредоточенности

Этот совет мы впервые прочитали у сингапурских педагогов, а потом нашли и у многих других: во время выполнения ребенком домашних заданий просто присутствуйте рядом. Вы можете вязать, вышивать, читать книжку и делать другие дела, не отвлекая ребенка, но для него самого уже одно только ваше присутствие будет фактором, улучшающим сосредоточенность на домашнем задании. А чем сосредоточеннее, тем быстрее обычно дети выполняют свою домашнюю работу, меньше тянут время, меньше отвлекаются на игры. Главное, что вы должны помнить - ваше присутствие не должно походить на надзирательство. Улыбайтесь ребенку, когда встречаетесь взглядом, демонстрируйте свое хорошее настроение, просто тихо занимайтесь своим делом, не разговаривая с ребенком без надобности.

4|| Делайте перерывы между домашними уроками

Если уроков задано много, разрешите ребенку выполнять их не за один присест. Иначе домашка точно будет ассоциироваться с пыткой и мучениями. Сделал уроки по одному предмету - пусть поиграет или сходит на улицу, через час сделает уроки по другому предмету, а вечером - по третьему… Большие перерывы особенно важны в младшем школьном возрасте, когда ведущая - игровая деятельность.

5|| Держите все под рукой

Ничто так не раздражает, как отсутствующая линейка в момент, когда она нужна, или сломавшийся карандаш. Все эти мелочи отвлекают от уроков, разрушают сосредоточенность над заданием, портят настроение. Мы уже давали советы собрать станцию канцелярских принадлежностей специально для домашних заданий и держать их в чем-то мобильном, например, в емкой корзинке. Чтобы в любой момент эту корзинку можно было взять и перенести в любое место, а в корзинке уже есть несколько карандашей, линеек, скрепок, ластиков, ручек, листов бумаги… Вещи из этой корзинки-станции не забирайте в школу, не растаскивайте по всей квартире. И вы очень скоро забудете ссоры из-за того, кто куда дел ручку или транспортир.

Советы искала Жанна Алибулатова

(Источники: KQED, YoungParents)