КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ

1,8k full reads
4k story viewsUnique page visitors
1,8k read the story to the endThat's 47% of the total page views
4,5 minutes — average reading time

В начальной школе мы все вели дневники наблюдений за природой. Мы записывали в них данные о погоде - температуру, осадки, облачность, отвечали на вопросы о том, когда наступили заморозки и когда полностью растаял снег, когда появились первые цветы и прилетели скворцы… Помните, какими они были? Мы нашли их все в pdf-формате - с 1 по 4 класс, если хотите, можете скачать и распечатать для своих детей-школьников. Современные дети, конечно, тоже ведут дневники наблюдений за погодой и природой в рамках окружающего мира, но формат ведения каждый учитель задает свой: записи могут вестись в обычной тетрадке или в готовых дневниках наблюдений за природой.

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ

В системе Шарлотты Мейсон тоже есть дневник природы. Только в отличие от советских и современных образцов, мейсоновский дневник это по сути альбом натуралиста, оттачивающего не только наблюдательные, но и художественные навыки. Поэтому для него не предусмотрено каких бы то ни было шаблонов. Это просто чистый этюдник, альбом, скетчбук. Любой на ваш выбор, главное, чтобы у него были достаточно толстые листы для того, чтобы выдерживать краски или карандаши.

В теплое время года Мейсон рекомендовала быть как можно чаще на природе и делать в дневник зарисовки с натуры. Все, что в природе привлекает внимание детей, заслуживает быть зарисованным в дневники. Веточки, шишки, листочки, цветы, птицы, снежинки, деревья, следы на снегу… Когда долгое времяпрепровождение на улице невозможно, например, в зимние месяцы, Мейсон советовала вести наблюдения за комнатными растениями - они ведь тоже часть природы. Помимо рисунков в дневнике должны быть и записи: прежде всего, даты, погодные условия, названия наблюдаемых объектов, место наблюдения. По наблюдаемым растениям можно снимать замеры роста, время закрытия и раскрытия цветков и пр. Зимой дома можно проращивать семена и изучать их рост. Можно посадить какие-то цветы, травы или овощи в горшочки и вести наблюдения за ними. Если вы живете в частном доме, то во дворе недалеко от окна можно поставить кормушку и не выходя на улицу наблюдать за прилетающими птицами.

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ

Если делать рисунки с натуры не получается (мороз, ветер, стремящиеся убежать и улететь от вас животные и птицы, ограниченное время экскурсии), то можно просто сфотографировать понравившиеся объекты и зарисовать их потом в дневник. Конечно, совет делать рисунки по фотографиям Мейсон не давала, но, уверены, что идею бы одобрила. Помимо собственных фотографий используйте для срисовывания иллюстрации из книг о природе, энциклопедий. Приносите в дом мелкие предметы для этих же целей: веточки, листья, шишки, камни и пр.

Важный педагогический момент: Мейсон рекомендовала заводить дневник не только детям, но и вам самим. Будучи учителем своему ребенку во всем, вы своим примером учите его вести и дневник. Хотя бы первое время, пока он еще не понимает, как это делать лучшим образом. Пусть он видит, как именно вы ведете свои записи, на что обращаете внимание, как выстраиваете композицию листа в альбоме. Вам не нужно стараться делать их идеальными! Вы тоже учитесь как и ребенок, с той лишь разницей, что у вас есть какой-то опыт и понятие о композиции, а у него нет, он будет ориентироваться на то, что вы покажете. Пробуйте разные варианты, ищите свой стиль, не бойтесь ошибаться и делать кляксы. Можно дополнять дневник стихами поэтов о природе, цитатами, рассказами… Только поняв на собственном опыте, что такое дневник природы и как его можно вести, вы сможете помочь ребенку правильными советами, подсказками, привьете любовь к природе, научите чувствовать радость от маленьких открытий.

Несколько практических советов

Дневником природы может стать скетчбук любого размера, главное, чтобы он нравился ребенку. Не настаивайте на том формате, который вы считаете лучшим. Дайте ребенку подержать в руках все варианты и выберите тот, который ему удобно держать и носить с собой. Если вы планируете брать скетчбук на улицу, то подумайте, в чем вы его будете носить, поместится ли он в рюкзак ребенка?

Краски можно использовать дома, а на улицу брать карандаши и восковые мелки. Причем, необязательно все оттенки из набора, достаточно тех, которыми пользуетесь чаще всего: простые карандаши, два-три оттенка синего, зеленого, черный, коричневый, желтый, красный… Дома можно будет подправить рисунок, добавить цвета.

Если вам важно воспитать в ребенке научную грамотность, напоминайте ему по возможности записывать названия зарисованных растений на латинском языке.

Рисунки ребенка в дневнике можно сопровождать фотографиями самих изображаемых им объектов или фотографиями, на которых ребенок находится вместе с ними в кадре. Таким образом дневник природы может стать еще и семейным альбомом на фоне природы.

Дневник природы предполагает наличие в нем рисунков, но не превращайте его в альбом для уроков живописи. Не настаивайте на том, чтобы ребенок рисовал в техниках, которыми плохо владеет. Не критикуйте получившиеся рисунки, не придирайтесь к ошибкам (они уйдут со временем сами, уроки грамотности проводите в другое время). Пусть он сосредоточится на природе, а не на усилиях по рисованию или чистописанию ради маминой оценки.

Желание гулять с дневником природы у ребенка не появится само по себе. Недостаточно вручить красивый этюдник и набор карандашей. И даже одной вдохновенной прогулки недостаточно. Вам нужно усилием воли сформировать привычку природных наблюдений как у ребенка, так и у себя. Звучит не очень вдохновляюще, но, поверьте, плюсы от ведения дневника природы вы увидите очень скоро, как только оно войдет в привычку. Определите для своей семьи какой-то определенный день, в который вы будете целенаправленно заниматься дневником природы. Пусть это будет один из выходных дней. Несколько суббот или воскресений подряд не дадут вам забыть о том, что вы воспитываете в детях наблюдательность и любовь к природе. (Да, заниматься дневником природы один раз в неделю в неделю достаточно - Мейсон сама об этом говорила).

Если у вас лично совсем-совсем нет времени заниматься с ребенком ведением дневника природы, попробуйте делегировать это бабушкам при их наличии рядом. Они, кстати, знают о живой природе довольно много, особенно если какое-то время жили в сельской местности или держали дачу. Думаем, им даже будет приятно поделиться своими знаниями и опытом.

Если у вас нет идей относительно того, что именно записывать в дневник природы, советуем обратиться за подсказками к нашему календарю дружбы с природой, например. Или на сайты фенологов вашего региона. Записывайте идеи, когда они приходят к вам в голову, и тогда у вас никогда не будет проблемы отсутствия тем для дневниковых страниц. «Посмотреть на любимое дерево у кинотеатра, как оно выглядит в этом сезоне», «Проверить, на каких кустарниках остались семена и ягоды», «Найти следы птиц на снегу»…

Мы собрали несколько фотографий разных дневников природы. Пусть они вдохновляют вас, но помните, что ваш дневник и дневник вашего ребенка не должны быть похожи друг на друга, они - личное отражение вашего собственного природного опыта и растущего интереса к окружающему миру.

КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ
КАК УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПО СИСТЕМЕ ШАРЛОТТЫ МЕЙСОН. ЧАСТЬ 7. ДНЕВНИК ПРИРОДЫ

Читайте также предыдущие статьи цикла:

Жанна Алибулатова