ВОТ ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ О МОЗГЕ ДЕТЕЙ ОТ 6 ДО 12 ЛЕТ, ЧТОБЫ ПОМОЧЬ ИМ УЧИТЬСЯ

Когда вы учите с ребенком таблицу умножения или стихотворение наизусть, то наверняка раздражаетесь, что ребенок забывает через пять минут то, что, казалось бы, прочно усвоил. Но если вы будете знать секреты работы мозга маленького человека, то учебный процесс будет проходить эффективнее и спокойнее прежде всего для вас. Мы прочитали несколько советов родителям от Эрика Йенсена, американского педагога и психолога, автора книг об эффективном обучении детей, и подумали, что вам тоже будет интересно узнать, что происходит с мозгом ваших детей, когда они находятся в возрасте от 6 до 12 лет.

Если ребенок на ваш вопрос «Что нового ты узнал сегодня в школе?» отвечает туманными фразами «э, не помню» и «кажется, ничего», это еще не значит, что в школе действительно ничего нового не изучали. Но это и не означает, что ребенок вас обманывает. Он правда не помнит. Если урок был монотонным, неинтересным, мозг просто не удерживает о нем информацию. Но если учитель провел какой-то впечатляющий опыт или рассказал яркую историю, или сводил на экскурсию, ребенок обязательно поделиться своими впечатлениями и подробно расскажет, как сделать батарейку из картофелины или как узнать возраст сосен, растущих вокруг школы. Все очень просто: мозг ребенка в этом возрасте сконцентрирован на получении опыта социального взаимодействия. Совместный опыт, обогащенный яркими эмоциями, запоминается еще сильнее, а продублированные реакции сверстников увеличивают эффект запоминания (в том числе и в результате обсуждения увиденного уже после уроков).

Второй важный момент, который объясняет, почему дети выборочно запоминают ту или иную информацию, - ее практичность и интерес, который она представляет для ребенка именно сейчас. Именно поэтому коды прохождения компьютерных игр дети запоминают легко и быстро, а строение цветков и формулу определения окружности - не очень. Поэтому - да, если не создать условий для детей, в которых заинтересованность в учебной информации будет высокой (проведение опытов, дополнение интересными впечатляющими фактами по теме урока, просмотр фильмов, проведение игр, викторин, обращение к эмоциональным переживаниям и пр.), то требовать стопроцентного запоминания ненужной мозгу (по его собственному определению) информации становится абсурдным.

Немного подробнее о социальном опыте. Эрик Йенсен говорит, что дети на самом деле любят учиться, причем дети в возрасте до 12 лет получают удовольствие от коллективного обучения, им важно взаимодействовать со сверстниками, брать с кого-то пример, делиться секретами, эмоциями, переживаниями, важно знать, что думают друзья. Однако дети не любят саму школу за ее ограничения, которые она ставит на пути общения детей друг с другом. Перемены созданы не для общения, а для перемещения, причем по определенным правилам, возможности и времени на совместные игры, особенно шумные и активные, у детей просто нет. А для желания учиться важно сначала насытить потребность ребенка в позитивном общении с друзьями, потому что учебная деятельность в этом возрасте легче дается через коллективное взаимодействие.

Позитивные эмоции также улучшают познавательные процессы детей. Если ребенок чувствует себя несчастным, он не сможет запомнить какую-либо информацию. По крайней мере, надолго и качественно. Счастливые дети учатся лучше, говорит Эрик Йенсен, и поэтому важно отслеживать эмоциональное состояние детей, если вы заинтересованы в их качественном обучении. Общение с друзьями как раз имеет большое значение для полноценного счастья в этом возрасте. И если в вашем классе есть дети, которые любят пошептаться и похихикать на уроке, не разлучайте их, не отсаживайте друг от друга, отнеситесь с пониманием. Да, во время урока разговаривать нельзя и нельзя мешать остальным, но сделав замечание, не будьте суровы - сопроводите его мягкой улыбкой и дайте немного времени детям. Друг рядом и добрая учительница - это идеальные условия в классе, чтобы чувствовать себя защищенным и счастливым. Кому не захочется теперь учиться!

А вот стресс как раз наоборот убивает познавательную деятельность и желание учиться. Обучение в зоне психологического сопротивления никогда не приносит желаемых результатов. А если и приносит, то ценой больших потерь в здоровье и самочувствии ребенка. Исследования, проведенные несколько лет назад, показали, что сильный долгий стресс, перенесенный в детстве, влияет на размеры мозга, а именно сокращает объем миндалин и гиппокампа. Что в свою очередь приводит к проблемам с обучением, памятью и поведением. Взрослым важно не забывать об этом, не быть чересчур требовательными и не нагружать ребенка излишней учебной деятельностью, даже если вам самим она кажется простой и легкой.

Взрослые ошибочно полагают, что если они ясно и подробно что-то объяснили ребенку, то он так же хорошо это запомнит. Нет, это не так. Одного раза недостаточно. Мозг, конечно, сохраняет информацию на какое-то время, но если она не используется, не требуется в регулярно повторяющихся ситуациях и алгоритмах, мозг ее стирает. Поэтому закрепление какого-либо учебного материала должно быть повторяющимся и знания, которые ребенку сообщаются, должны подкрепляться практикой. Если вы рассказываете детям о площади прямоугольников, то пусть это будет не только формула и листочек в клетку, а пусть это будет практическое выяснение площади класса и даже всей школы! Если детям объясняете строение побега, то делайте это не только на рисунке, а выйдете на приусадебный участок школы и посмотрите, на каких растениях мутовчатое расположение листьев, а на каких - супротивное, и как в жизни отличить вегетативную почку от пазушной.

Многие родители хотят, чтобы ребенок, даже маленький, знал как можно больше. И стараются накачивать его самой разной информацией - иностранные языки, художественные классы, робототехника, ментальная арифметика, кружок юного Менделеева… Ничего хорошего такая чрезмерная познавательная стимуляция не даст детскому мозгу. Из-за того, что он физически не в состоянии успевать обрабатывать такой поток информации, мозг будет «обрезать» запоминание того, что «неважно», причем неважно на его взгляд, а не на взгляд взрослого. Можно провести аналогию с художником, которого просят нарисовать портрет человека, но самого человека дают рассмотреть только 30 секунд. Мозг художника в таком случает схватит лишь самые общие черты - овал лица, расположение глаз, размер носа, длину волос да и все, пожалуй. То же самое делает мозг ребенка с большими объемами информации, на обработку которой просто недостаточно времени.

Подготовила Настя Морозова по материалам: