Педагог проявит мягкость - заездит ребенок, проявит строгость - заездят окружающие

860 full reads

Радуясь каникулам, свободным солнечным дням и приятным летним забавам, многие дети даже не предполагают, что у кого-то в это время могут идти уроки или занятия.

А у наших особенных воспитанников, которые приехали к нам в спецучреждение для детей с ОВЗ, уроки в самом разгаре. Ну, это правильно. Хоть и наше учреждение - санаторного типа, но люди (дети с сопровождающими родителями) сюда ездят не отдыхать и в потолок плевать, а получать необходимую помощь различных специалистов (при этом тоже трудясь). Ну, по крайней мере, теоретически это так. И творческие кружки и студии, в которых работаем мы с коллегами, тоже являются частью этой большой программы.

Развивающие творческие занятия с детьми с сильными ментальными нарушениями предполагают скорее не научить ребенка с бухты-барахты петь, плясать и рисовать, а для начала - хотя бы посидеть на уроке, не выбегая, не выпрыгивая из стула, как чертик из табакерки, не кидая реквизит в педагогов и не кусая своих друзей.

Разумеется, для успешной адаптации тяжелого ребенка к таким занятиям, нужны не только старание педагога и вовсе не его выпрыгивание из штанов и хождение на задних лапках, а прежде всего, заинтересованность и участие самого родителя.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

И у некоторых из них, между прочим, очень хорошо получается сотрудничать с педагогом, проявляя к ребенку необходимую строгость!

А то как оно часто бывает

В основном мы видим такую картину: от педагогов требуют научить! Научить ребенка и тому, и другому, и пятому, и десятому. Неожиданно так, после тех долгих лет, в течение которых ребенок, с легкой руки родных, делал все что хотел, но при этом не делал ничего полезного для своего развития.

Естественно, с его стороны следует яростное сопротивление. И самые печальные и неприятные проявления его особенностей (плаксивость, тревожность и даже агрессия) только усиливаются!

А мамы как себя ведут в ответ? Вот так: "Утю-тю, какая нехорошая, недобрая тётя, заставляет моего маленького раскрашивать этот дурацкий квадратик! Еще и не отпускает с занятия!"

Но, простите, если тётя будет слишком доброй и не будет строго требовать, то квадратику во веки веков ходить (фу ты, лежать) незакрашенным! Или кто-то свято верит, что сюсюканьем можно добиться выполнения задания от крепкого ребенка с РАС?

И педагоги - туда же

Есть у нас на работе специалист А.Г. Ну настолько добрая и воздушная, ну настолько шелковая и нежная, что я иногда думаю: играть такую мур-мур-мусечку долгое время просто невозможно, так ведь и с катушек слетишь - и не заметишь. А она - реально, искренне сюсюкает и сама же этим наслаждается.

Вот приходит к ней на урок ребенок-"ментальник", избалованный до ноздрей, привыкший только к тому, чтобы его развлекали и угощали. А тут вдруг... задание ему дать посмели! О, май год! Сейчас завоем и залаем! А заодно тетке по лбу дадим!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Ну а наша А.Г. - улыбается шире некуда, чуть ли не на колени падает, по ручке гладит: "Сюсюсю, ктё тякой у нас каплизненький? Максик? Максюся, ну давай позанимаемся!"

Бррр! Тьфу!

Ну не умею я так! И не хочу! Ай-вай-вай, как не хочу!

А тут, как на грех, эта самая А.Г. зашла к нам в кабинет во время моего занятия с очень тяжелым агрессивным и гипер-гиперактивным мальчиком.

И ровно в тот момент, когда мальчик, бахнув со своей маленькой парты бизи-куб мне на ногу, подорвался вверх со стульчика, я машинально нажала ему на плечи, легонько вдавливая его обратно и твердо ему сказала: "Сидеть!"

И нашу А.Г. порвало: "Как? Да как? Да как ты смеешь с ребенком вот так, как с собакой! Разве можно быть такой грубиянкой?! Он же ребенок, он же и так несчастный!"

А по-другому, как?

Может попробовать сказать подрывающемуся ребенку, как она нежно-нежно говорит: "Кудаааа?"

Ага, ответит ей "безречевой" ребенок, куда он пошел и зачем.

Или с легонькой иронией, как любит говорить наша воспитательница Н.В.: "Ванюшка, далеко ли собрался?"

Даже если и есть пара слов в словаре Вани, но не понимает Ваня иронии, он же с РАС! Ну не дружат эти ребята с ирониями, сарказмами и иносказаниями.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А вот "СИДЕТЬ" - это не грубость, не "собачья" команда, а самая что ни на есть ИНСТРУКЦИЯ. Такая же как: спать, есть, пить, поднять, показать. А таким ребятам и нужна в первую очередь инструкция! Как говорила моя наставница: "Без инструкции - нет действия". А грубость... так это голос у меня низкий и поставленный (вокал дал). Да и вообще, кто может сюсюкать почти перед отпуском?

Дорогие читатели, Вам пожелаю в самое ближайшее время чему-нибудь порадоваться, пусть повод найдется!

А я порадуюсь Вашим визитам, добрым лайкам и новым подпискам на КАНАЛ

#учителяидети #особенныедети #педагогика #воспитание #образование