Свобода действий на уроке - маленькое счастье для ребенка

625 full reads

В процессе учебы, когда со всех сторон стоят тугие рамки, что ни налево, ни направо нельзя шагнуть, так не хватает детям чего-нибудь свободного и непринужденного.

Например, сочинение по литературе или рисунок на уроке ИЗО на свободную тему - для многих детей гораздо удобнее заданий точных и конкретных. Но это для тех, кто с фантазией дружит, а не бежит от нее.

Для детей "свобода действий" на уроке - это немного другое

Это такая свобода, которая не касается учебного задания, а только вертится вокруг него. Да, она ребенку тоже приятна. Ведь он (ребенок) - тоже вертится, накрутив себе сладкое заблуждение, что эта самая свобода - есть просто отсутствие дисциплины. Но заметим, что уже окружающим это не очень приятно. Тот же класс или студийная группа превращаются в сумасшедший дом. И дети по цепочке начинают терять контроль над собой, и учитель на стену лезет.

Но у нас на работе, в спецучреждении для детей с ОВЗ творческие занятия не предполагают огромных "сборищ". Все-таки невозможно педагогу уделить внимание сразу 30 или 20, да даже 10 "особенным детям", из которых кто-то не умеет карандаш в руке держать, кто-то - говорить, кто-то - сидеть без удерживающих устройств, а кому-то занятие вообще до лампочки, ему интереснее просто ходить или бегать по кабинету.

Занятия у нас (если это не общий мастер-класс) обычно индивидуальные или подгрупповые (2-3 человека). Ну и, конечно, наши кружковые занятия не "до посинения образовательные", посему иногда (разочек в смену) можно ребенку дать на уроке свободу, если его поведение "не выходит из берегов".

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Так и сделала

В последний день перед отпуском (чтобы таки продержаться до конца рабочего дня) решила попробовать вообще не вкладывать в занятия свои силы и нервы, отпустить вожжи, не пилить детей дисциплиной, не делать никаких замечаний (пусть хоть на ушах ходят), так чисто провести хоть раз в году рабочий день "для галочки" (точнее, для последнего крестика в календаре). А заодно - провести небольшой эксперимент, как эта "свобода" может отразиться на общем настроении каждого ребенка.

И не думаю, что за это стоит меня судить, ибо все отчетные цифры у меня уже закрыты, госуслуги - оказаны, а эти занятия - так вообще нигде не фиксируются. Так что всё честно! Кстати, тема занятия - "Простые базовые формы оригами" (схемы на экране ноутбука) и милая поделочка "божья коровка".

Итак, что делают на кружковом занятии ребята, которых не заставляют делать все строго по плану урока, не подгоняют, а только им улыбаются:

Булочка

Девочка Полина (8 лет, РАС) опоздала на 8 минут. А, ну и ладно, все равно улыбаюсь и тепло встречаю ребенка. Полина беззастенчиво жует булку, а ее мама говорит: "Пусть она прямо у вас доест, а потом уже позанимаетесь. Вы не обидитесь?"

Да не обиделась я. А Полинка так вообще еще минут 15 булку мусолила. А на поделку осталось всего несколько минут, которых ей, естественно, не хватило.

Тим, Том и Джерри

Очередное занятие, непоседливый и топающий мальчик Тимоша 6 лет и его мама. Открываю на ноуте папку со схемой. А в другой папке там есть пара выпусков старых "Тома и Джерри", не помню, откуда они там. Мама приметила и улыбнулась. Предлагает: "А давайте мы не будем Тимошу мучить, все равно он не расположен к труду. Просто покажите ему мультик, а?"

Нууу... В другой день я бы настояла на полноценном занятии, но сегодня - пожалуйста, как вам будет угодно.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Мама вышла в коридор, а Тимка так и смотрел мульт весь урок, громко смеялся и скакал.

Фантазер

На занятии - двое. Мальчик Рудик, который постоянно болтает без остановки и несет ахинею (тот самый из статьи про вежливый плинтус и предрассветную мельницу на площадях, ссылка есть внизу, кто не помнит) и гиперактивный и не очень воспитанный Максим 6 лет, который на уроках обычно мог и плясать, и ржать как конь. Всегда цыкала на обоих, а тут думаю: да тусите на здоровье, только не съешьте друг друга.

В итоге, когда Рудик громко нёс очередные "байки-белибердайки", моя соседка по кабинету назвала его ФАНТАЗЕРОМ.

А Макс на весь кабинет запел песню времен царя Гороха: "Фантазёр! Ты меня называлааа!" И вот так весь урок сидели и пели (орали) эту песню (только припев), перевирая слова. Но, что удивительно, одновременно и поделку делали.

Кирилл как отрубил

Хороший, мирный мальчик с синдромом Дауна. На занятие мама привела его, "вялого и квёлого", сказала: "Вы уж извините за вид, мы не выспались".

Сидел Кирилл, честно и старательно складывал свою "коровку". А потом опустил голову, нырнул носом в свою поделку и захрапел.

Да и на здоровье, Кирюша, я же сегодня всё разрешаю!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Вот так, примерно в таком духе и шел рабочий день. Да, был некий дискомфорт и даже местами совесть покусывала, но...

Сейчас думаю: если бы я вот так каждый день работала, не вкладывая душу и силы в каждое занятие, а просто "для галочки"... Да я бы еще целый месяц могла протерпеть без отпуска. Но сейчас - нетушки.

Дорогие читатели, пусть каждый день проходит легко и играючи!

Буду признательна за визиты, добрые лайки и новые подписки на КАНАЛ

#учителяидети #педагогика #особенныедети #воспитаниеребёнка #образование