Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Часто получаю вопросы от родителей дошкольников:

"С чего начать изучение математики?"

Для начала разберёмся в когнитивных процессах формирования навыков счёта:

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Сенсорное развитие

Успешное освоение математических понятий во многом зависит от уровня сенсорного развития ребёнка.

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Чем более точным и дифференцированным являются представление детей о временных, пространственных и количественных отношениях реальных объектов, тем легче будет переход от представлений к математическим понятиям.

Пространственные представления

Овладение числом и счётом по большей части зависит от усвоения пространственных отношений (умение отличать направления, определять расположение предметов по отношению друг к другу, оценивать величину и форму предметов)

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

При решении задач используются различные графические схемы, таблицы и т.д.

Нарушения развития пространственного восприятия затрудняют понимание и самостоятельное решение.

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Мелкая моторика

В начальной школе формирование математических умений происходит на основе предметно-практических действий.

☝Это требует высокого развития мелкой моторики рук

(при плохой моторике действия затрудняются и ребёнок отвлекается от основной цели, фокусируясь только на собственных действиях)

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Классификация

Для понимания числа и математического действия необходимо усвоение смысла разделения на множества (важно уметь выделять свойства каждого элемента, обусловливающих размещение в данном множестве).

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Сериация

Процесс установления последовательных взаимосвязей. Основывается на выявлении и упорядочивании различий (длинный – длиннее - самый длинный).

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

При этом усваивается относительность признака, двойная зависимость объекта, находящегося между предыдущим и последующим элементами ряда ( 3>2, а 2<3).

Понятие о сохранении

Усвоение сохранения является основоположным для формирования понятия числа.

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Память

В процессе обучения необходимо не только понять материал, но и запомнить.

Выполнение алгоритма действий основывается на кратковременной памяти (запись чисел, нахождение состава числа, удержание в памяти промежуточных результатов).

Речь

Выполняя практическое действие, ребёнок должен ориентироваться не только на его предметном содержании, но и на словесное выражение.

("К двум яблокам положили ещё два"➡ "к 2 прибавить 2" ➡ "два плюс два")

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

В математике слова имеют особое значение.

Чтобы описать свойства предметов и отношения между ними, понять формулировки правил - требуется подбор точных слов (терминов).

Таким образом, для усвоения счётных операций прежде всего необходимо овладеть пониманием математической терминологии.

Предпосылки успешного овладения счётными операциями

Чтобы ребёнок мог перейти от наглядно – действенного мышления к абстрактному, должны быть сформированы операции:

  • классификации
  • сериации
  • представления о сохранении количества

Овладение счётными операциями представляет сложный психологический процесс.

Перед целенаправленным обучением математике у ребёнка должны быть сформированы интеллектуальные и речевые предпосылки, что обеспечит более быстрое и качественное усвоение информации.