Генерал армии Василий Маргелов

14.05.2018

23 января 1976 года произведены первые испытания коллективной системы десантирования машины вместе с экипажем. Экипаж испытателей с первых секунд теряет связь с землёй, теперь им остаётся только верить в надёжность техники. Над самой землёй сработала реактивная система гашения скорости, боевая машина десанта словно зависает в воздухе и стремительно падает на ледяную дорогу. Экипаж не подаёт признаков жизни. На смотровой площадке, где находится командование Воздушно-Десантных Войск, все замирают. В составе экипажа сын командующего ВДВ Василия Маргелова.

В истории Отечественной Армии много легендарных полководцев, но даже в этом ряду личность Героя Советского Союза генерала Василия Маргелова совершенно уникальна. Такую славу и почитание при жизни, такую веру в своего командующего редко встретишь. Требовательный и суровый, не стесняющийся крепкого словца, он заслужил невероятное уважение и любовь десантников. Вопреки бытующему заблуждению, Василий Филиппович не был создателем десантных войск. Но всё же его называют десантником номер один, а аббревиатуру ВДВ расшифровывают как "Войска Дяди Васи".

Василий Маргелов встретился с женой в 1941 году. Старший лейтенант мед службы Анна Куракина при отступлении потерялась и прибилась к неизвестному полку какого-то "бати". Однажды, за порогом медицинской палатки она услышала витиеватый мат. Санитар с уважением произнёс: "Опять "батю" ранило". Когда же майора Василия Маргелова внесли в операционную, она поразилась: тот, кого все уважительно называли "батей" всего-то на несколько лет старше её самой. Рука у хирурга оказалась лёгкой - к вечеру Василий Маргелов на одной ноге допрыгал до кабинета начальника медслужбы полка и приказал: "Анну Куракину никуда не отпускать". Так она и "попала в плен" к будущему мужу.

Многие удивились, когда Маргелов принял решение, что рискованные испытания будет проводить его сын; планировалось сбросить его на парашюте внутри боевой машины десанта. Маргелов был одержим идеей защитить десантников бронёй, ведь эти войска обычно отправляли в самое пекло: высаживаться, удерживать до последнего занятый рубеж или плацдарм и ждать подхода главных сил. И если что-то идёт не так, то это по сути дела смерть. По-этому Маргелов поставил вопрос перед Министром Обороны, что Воздушно-Десантные Войска должны иметь и технику, и бронетехнику, и артиллерию.

В 1950-х годах злые шутники расшифровывали аббревиатуру ВДВ, как "Вряд ли Домой Вернёшься". Маргелов прошёл немало кабинетов, чтобы доказать, что десантникам нужна боевая машина: лёгкая, с мощным вооружением, способная десантироваться парашютным способом.

Боевая Машина Десанта была создана, она произвела впечатление на генералитет Министерства Обороны. Но командующий ВДВ считал, что можно ещё больше улучшить ситуацию. В 1970-м году боевая машина десанта десантировалась отдельно от экипажа. Экипажи относило в сторону о места приземления машины, иногда на несколько километров. Приходилось тратить драгоценное время, чтобы добраться до своих машин. В реальных боевых условиях это верная смерть. Значит экипаж должен десантироваться не отдельно, а внутри боевой машины.

Мало кто верил, что это вообще возможно, считали, что Маргелов "перегибает палку". Тогда командующего ВДВ поддержали разработчики космических аппаратов. Так появилась многокупольная система десантирования боевой машины, но выяснилось, что при таких условиях нет средств экстренного спасения. Случись нештатная ситуация, и экипаж обречен. Но конструкция боевой машины десанта просто исключала размещение любых дополнительных устройств. Единственный, кто может дать разрешение на испытание - лично Министр Обороны СССР Андрей Гречко. Маргелов записывается к Министру на приём.

Накануне встречи с Министром Обороны, Маргелов за обедом предложил сыну принять участие в эксперименте по десантированию.

Маргелов встретился с Министром Обороны, который категорически против проведения испытания - риск колоссальный. "Да и кого посадишь в машину, чьей жизнью рискнёшь?" Тогда Маргелов заявил, что первым будет прыгать его сын.

В 1941 году Василию Филипповичу выпало тяжелейшее, как он сам говорил, испытание - подписать несколько сотен похоронок за один раз. Тогда его назначили командиром первого особого полка моряков Балтийского флота. К тому времени у Маргелова за плечами была Финская война и командование дисциплинарным батальоном. Но моряки - народ особый, сухопутного майора они приняли мрачно. Но моряки очень быстро приняли Василия Филипповича. В конце ноября 1941 года была предпринята очередная попытка прорвать блокаду Ленинграда. Полку Маргелова приказали атаковать позиции немцев на побережье Ладожского озера. Поддержать атаку должна была пехотная дивизия, но она на исходные рубежи не вышла. Маргелов отказался бросать людей в бой без поддержки, однако начальство настаивало на наступлении. Тогда Маргелов собрал свой полк и сказал, что насильно их в бой не поведёт, но моряки добровольно вызвали пойти в самоубийственную атаку за своим командиром.

Ночью 27 ноября 1941 года моряки рванулись на врага и захватили вражеские траншеи и держались там до приказа. Командование дивизии, отдавшее преступный приказ о наступлении было отдано под трибунал и приговорено к расстрелу. Маргелов на всю жизнь запомнил героизм моряков; в память о погибших в ноябре 1941 года героях, в 1968 году ввёл в Воздушно-Десантных Войсках тельняшку.

5 января 1972 года с аэродрома Тульской Воздушно-Десантной Дивизии в небо поднялся самолёт, на борту которого внутри боевой машины десанта были два десантника: командир экипажа Леонид Зуев и оператор-наводчик Александр Маргелов, а на земле за самолётом следил генерал Маргелов.

В ВДВ ради одного реального прыжка, нужно совершить сотни учебных. Как говорил Василий Маргелов: "Небо ошибок не прощает". Когда человек падает с парашютом, его в

первую очередь учат правильно приземляться: не ловить ногами землю, а наоборот немного подогнуть их и спружинить при посадке. А что такое прыжок с парашютом внутри бронемашины весом в 18 тонн - это удар. В обычно автомобиле при столкновении срабатывают подушки безопасности, защищая водителя и пассажира. В бронемашине никаких подушек безопасности нет - одна броня. Что будет, если экипаж получит травмы, а люки заклинит? Для машины для эксперимента сделали специальные кресла, созданные разработчиками космических аппаратов, но это не сильно увеличивало безопасность эксперимента.

И вот, на последних минутах спуска, машина рухнула на землю с высоты нескольких метров. Тишина, но вот наконец испытатели выскакивают из боевой машины десанта, освобождают её от строп парашюта, и машина мчится к трибуне. Майор Александр Маргелов докладывает: "Испытания прошли успешно", но командующий ВДВ, недослушав доклад, захватывает сына в объятья. Это была революция в военном деле.

В 1975 году началась работа над однокупольной парашютной реактивной системой, и Александр Маргелов вновь, с благословения отца, стал её первым испытателем. Но риск стал намного выше: парашютно-реактивные системы были капризными и сложными. Во время десантирования с собакой, купол разорвался, любимец десантников пёс Буран погиб. Александр Маргелов видел последствия этого эксперимента и понимал, что на месте четвероногого испытателя мог быть он. Однако, подвести своего командующего и отца Александр не мог. Остальные эксперименты десантирования новой системы без экипажа проходили нормально, пришло время проводить испытания с экипажем.

Эксперимент назначен на 23 января 1976 года. Услышав дату, Василий Филиппович вздрогнул - это день рождения его жены. Сын просто обязан выжить. Возле самолёта генерал Маргелов обнял сына и второго члена экипажа - Леонида Щербакова. Эксперимент прошел успешно. Позже Александр Маргелов будет удостоен высшего звания Герой Российской Федерации.

В 1942 году, принимая под командование 13-й гвардейский стрелкой полк, подполковник Маргелов первым делом отправился в столовую и обнаружил, что офицеры не только питаются отдельно, но даже завели себе личных поваров. Василий Филиппович приказал свой дополнительный паёк отдать в общий солдатский котёл. Личный пример сработал, вскоре ему последовали все офицеры. Неудивительно, что за такую заботу солдаты платили Маргелову искренней любовью. 2 августа 1986 года в День ВДВ, когда уже бывший командующий Василий Маргелов лежал в госпитале, во двор, скрутив охрану, пробрались больше двух сот бывших десантников. Маргелова приветствовали криками "Ура!" и прошли перед ним торжественным строем.

Подписывайтесь на группу "Дневник Истории России" в соц. сети "ВКонтакте": vk.com/diaryrh

Генерал Маргелов
Генерал Маргелов