Парадокс убитого дедушки

15k full reads
24k story viewsUnique page visitors
15k read the story to the endThat's 65% of the total page views
2,5 minutes — average reading time
Парадокс убитого дедушки

Парадокс дедушки — это потенциальная логическая проблема, которая возникнет, если человек отправится в прошлое. Название происходит от идеи, что если человек отправится в какое-то время до того, как у его деда появятся дети, и убьет его, это сделает его собственное рождение невозможным. Таким образом, если путешествие во времени возможно, оно каким-то образом должно исключать такое противоречия.

Логическая несогласованность путешествий во времени является обычной темой в художественной литературе, но она также представляет интерес для философов. В ранних версиях парадокса дедушки некоторые пытались утверждать, что путешествие во времени было невозможно по логическим причинам, говорит Тим ​​Модлин, философ из Нью-Йоркского университета, который часто пишет о физике и философии: «В некотором смысле, это все равно, что спросить, почему сейчас я не могу быть мокрым и полностью сухим», — сказал он. «Ну, это просто логически невозможно. О чем вы спрашиваете?»

Но такие противоречия, как парадокс дедушки, не означают, что путешествие во времени невозможно. Логическая последовательность путешествий во времени во многом зависит от концепции времени, и у физиков есть много разных способов осмысления этого понятия. Например, если некоторые законы физики считаются вероятностными, а не точно определенными, это открывает возможность множественных результатов путешествия назад во времени, некоторые из которых могут не быть противоречивыми.

Тим Модлин — американский философ, который проделал влиятельную работу над метафизическими основами физики и логики.
Тим Модлин — американский философ, который проделал влиятельную работу над метафизическими основами физики и логики.
Тим Модлин — американский философ, который проделал влиятельную работу над метафизическими основами физики и логики.

«На самом деле сложнее, чем вы думаете, придумать ситуацию, когда нет последовательных решений», — сказал Модлин. Для логически последовательной истории путешествий во времени он приводит пример путешественника, возвращающегося во времени, чтобы застрелиться. Они стремятся убить, но промахнуться из-за дрожания в руке. Несмертельный выстрел поражает нервы прошлой версии путешественника, вызывая дрожь в руке на всю оставшуюся жизнь.

Концепция путешествия во времени также может быть отделена от идеи изменения прошлого или обратной причинности. Но Модлин не считает возможной обратную причинность. «Я думаю, что это противоречит природе самого времени», — сказал он. «Это не мнение большинства».

Что такое время?

Люди в западных культурах склонны думать о времени как о линии. Настоящее — это точка где-то посередине, прошлое растягивается в одном направлении, а будущее распространяется в другом. Там может быть или не быть начала или конца. Существует также ньютоновская идея глобального времени: одна и та же временная шкала применима ко всему во Вселенной.

Парадокс убитого дедушки

Но философы, ученые и писатели-фантасты придумали другие версии времени, где оно имеет больше измерений и особенностей. Визуализации принимали форму петель, кругов, песочных часов, лент Мебиуса и картонных трубок. Существуют также многочисленные, менее серьезные вымышленные рассказы, которые, тем не менее, допускают возможность путешествий во времени, такие как «Джереми Берими».

Теория относительности Эйнштейна была особенно влиятельной. Теоретически относительность позволяет пространству и времени сворачиваться в себя в структурах, которые были названы замкнутыми временными кривыми. Если бы эти петли времени существовали, они были бы формой путешествий во времени, поскольку люди внутри петли могли бы вернуться в тот же момент времени.

Вымышленные парадоксы

Все истории путешествий во времени основаны на предположении, что эти путешествия возможны, но их авторы не обязательно беспокоятся о парадоксах. Авторы могут задавать интересные вопросы «Что если?» о личных или исторических событиях. Модлин сказал, что он ценит усилия, которые логически последовательны, но также сказал, что путешествие во времени часто — просто способ повествования историй. «Дело не в путешествиях во времени, а в контрафактах», — сказал он.