Как наши космическую станцию ремонтировали

27 ноября 1980 стартовал пилотируемый космический аппарат «Союз Т-3»; экипаж — Леонид Кизим, Олег Макаров, Геннадий Стрекалов, при этом Макаров первым из советских космонавтов совершает четвёртый космический полёт.

В соответствии с планом летно-конструкторских испытаний корабля «Союз-Т» второй пилотируемый испытательный полет на «Союзе Т-3» (11Ф732 №8Л) планировался на IV квартал 1980 г. Программа испытаний предусматривала стыковку со станцией «Салют-6».

Для этого полета в октябре 1979 г. были сформированы два экипажа: В.Г.Лазарев — Г.М.Стрекалов; Ю.Ф. Исаулов — Н.Н.Рукавишников. Немногим позже было решено одновременно с испытаниями корабля провести медицинские исследования и эксперименты. С этой целью в декабре 1979 г. в экипажи были включены космонавты-исследователи ИМБП В.В.Поляков и М.Г.Потапов. В этом составе экипажи готовились до конца мая 1980 г.

В связи с тем, что испытания беспилотного корабля «Союз Т» и пилотируемого «Союза Т-2» были полностью успешными, а также из-за возникшей необходимости ремонта системы терморегулирования станции «Салют-6», полет корабля «Союз Т-3» с медицинской программой было решено отложить, а вместо этого послать на станцию экипаж «ремонтников».

С июня 1980 г. для полета на «Союзе Т-3» в качестве основного «ремонтного» экипажа стали готовиться Л.Д. Кизим и О.Г.Макаров, только что отдублировавшие Ю.В.Малышева и В.В.Аксенова, а также К.П.Феоктистов — проектант станции «Салют-6».

27 ноября с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Союз Т-3», пилотируемый командиром Леонидом Кизимом, бортинженером Олегом Макаровым и космонавтом-исследователем Геннадием Стрекаловым. На следующий день в 18:54 корабль успешно состыковался со станцией «Салют-6». Весь процесс сближения и стыковки происходил в автоматическом режиме, вмешательство экипажа не потребовалось.

Комплекс «Салют-6»-«Союз Т-3»-«Прогресс-11» начал работать в пилотируемом режиме. Сразу же экипаж запустил несколько научных экспериментов (установки «Сплав» и «Кристалл», эксперимент с выращиванием растения арабидопсис, эксперименты «Голограмма» и «Амплитуда») и приступил к серьезному обследованию систем и агрегатов станции.

Таким образом, впервые в условиях невесомости была произведена разгерметизация гидросистемы и без слива рабочего тела в контур врезан новый агрегат. Проверка системы терморегулирования, проведенная 7 декабря, показала ее нормальное функционирование.

8 декабря все ремонтные работы на борту «Салюта» были завершены и экипаж приступил к консервации станции. Во второй половине дня с помощью двигателей «Прогресса-11» космонавты подняли орбиту станции. 9 декабря они завершили работы с «грузовиком» и в 13:23 провели его отстыковку от комплекса.

10 декабря «Маяки» успешно возвратились на Землю. Их полет завершил испытания нового транспортного корабля «Союз Т» и продлил ресурс станции «Салют-6», что позволило провести еще одну длительную экспедицию.