7 факторов, мешающих в изучении языка

7 факторов, мешающих в изучении языка

Начать учить новый язык нелегко, особенно если это обязательные уроки в школе. Зачастую у учеников совсем не появляется, либо же быстро пропадает, интерес к урокам английского. Причин для этого достаточно. Сегодня рассмотрим 7 основных факторов, которые мешают в изучении языка, а также дадим советы, как преподаватель может помочь своим ученикам в этих случаях.

1. Отсутствие четкой цели

Что это значит: Либо ваш ученик не знает, чего именно хочет, либо же не может найти ясные причины для того, чтобы повысить уровень английского.

Что можно сделать: Чтобы каждый день продолжать работать над главной целью, важно определиться, зачем это нужно именно вашему ученику и именно сейчас. Его основным намерением может быть поступление в вуз в будущем, для этого ему понадобится сертификат уровня С1. Но на сегодняшний момент это может быть нерелевантно для его возраста (11 лет), и он не думает о таких далеких целях.

И если ученику все еще сложно найти определённую причину, предложите сделать следующее. Пусть ученик подумает над персональными стимулами:

  • хочу общаться с другими участниками видеоигр
  • хочу понимать шутки из стендапа без перевода.

Главное – начать, а в процессе обучения вы найдёте новые источники мотивации. Возможно даже такие, о которых ваш студент и не подозревал.

2. Цель кажется недостижимой

Что это значит: Бывают очень глобальные цели. Например, поступить в самый лучший вуз. Даже дух захватывает, насколько это серьезная цель. Нет абсолютно ничего плохого в том, чтобы мечтать по-крупному, даже наоборот, такие амбициозные идеи вдохновляют на новые свершения. Но часто оттого, что подобные цели звучат как фразы из фильмов, сложно поверить, что однажды так действительно может произойти.

Что можно сделать: Расскажите ученику, что нужно разбить цель на части. После этого она уже не будет казаться такой устрашающей и абстрактной. Например, ученику нужно сдать ЕГЭ по английскому. Для начала узнайте какой проходной балл в разных университетах, куда ученик хочет поступить. Познакомьте его со структурой экзамена и различными типами заданий и тактиками их выполнения, покажите образцы тестов. Владея такой важной информацией, вам гораздо легче будет обозначить дальнейший план действий, а затем двигаться небольшими шагами вместе, следуя этому плану.

3. Страх не дает двигаться вперед

Что это значит : Вы вероятно слышали цитату: “Всё, о чём ты мечтаешь, находится на обратной стороне страха”. Кто автор этой цитаты точно не известно, но главное то, насколько она правдива. Как часто в глубине души мы боимся потерпеть неудачу, оказаться в неловком положении, мы боимся поражения, а иногда и успеха. Все эти неприятные страхи порождают тревогу, прокрастинацию, внутреннее сопротивление, панические атаки и множество других негативных ощущений, которые мешают двигаться вперёд.

Что можно сделать: Помочь ученику определиться со своими страхами, понять, что именно его пугает, как этот страх проявляется в его жизни и как он сдерживает его. К примеру, ученик говорит: “Я боюсь показаться глупым(ой), и поэтому стесняюсь общаться с носителями языками”. Объясните, что в этой ситуации нужно больше конкретики: “Что значит показаться глупым(ой)? Забыть нужное слово? Произнести фразу с акцентом? Перепутать предлоги?” Вряд ли любой из этих сценариев выставит вас в неприглядном свете. Чтобы свести тревогу к минимуму, предложите студенту пути выхода из данных ситуаций: если вы забыли нужное слово, вы можете попытаться перефразировать его, попросить вашего собеседника помочь вам или же, в крайнем случае, обратиться за помощью к всемогущему Google. Всё не так уж и ужасно, правда?

4. Ограничивающие убеждения

Что это значит: Этот пункт отчасти связан с предыдущим: сковывают нас не только страхи, но и ограничивающие убеждения. То есть комплексы и неуверенность в себе. Часто ли вам встречаются ученики, которые совершив ошибку сразу же говорят: “О боже, я такой глупый(ая)? Как можно было так ошибиться?!” Это яркий пример того, кто ассоциирует себя со своими ошибками. Такое поведение совершенно не помогает в обучении, а совсем наоборот – добавляет еще больше неуверенности в своих силах.

Что можно сделать: Научите своих учеников не ассоциировать себя с ошибкой. Все ошибаются, и здесь задача определить свою ошибку и понять, как над ней работать, что нужно сделать в следующий раз, чтобы избежать такой же ошибки. Здесь можно прочитать больше об ограничивающих убеждениях, и как помочь ученикам превратить эти убеждения в зоны роста.

5. Нехватка энергии

Что это значит: В жизни бывают взлёты и падения, более спокойные и более сложные времена. В жизни ваших учеников, конечно же, есть много разных дел, кроме уроков английского: учеба, работа, экзамены, проблемы в семье. В такие времена студент чувствует себя уставшим и подавленным, энергии не остается даже на то, чтобы выполнять повседневные дела. Многие ученики знают, в чём заключается их мотивация и что нужно делать, но на это просто не остается ни сил, ни энергии, ни ресурсов. В стрессовом состоянии крайне сложно с энтузиазмом заниматься английским, даже если уроки им действительно по душе.

Что можно сделать: Во-первых, проверьте, не ощущает ли ученик симптомы эмоционального выгорания, депрессии и других критических состояний, посоветуйте ему незамедлительно обратиться в психологические службы поддержки и попросите помощи у профессионала.

Во-вторых, напомните им о том, что здоровый сон, полноценное питание и регулярная физическая активность - то, что действительно важно для нормального функционирования организма. Ваши ученики не должны пренебрегать своим физическим здоровьем в пользу чего бы то ни было. Ведь, в конце концов, здоровье напрямую влияет на продуктивность, а значит и обучение, и достижение целей. Вы можете помочь студентам справиться со стрессом и апатией. Постоянно напоминайте им о том, как важно заботиться о себе. Расскажите о самых полезных приложениях, которые помогут в этом.

6. Образ жизни и распорядок дня демотивируют

Что это значит: Важно уметь правильно организовать распорядок дня и управлять своим временем. Это никогда не было легким делом, но особенно сейчас, когда образование перешло в онлайн, сложно сфокусироваться на обучении, не отвлекаясь на членов семьи, домашние дела или просто на скроллинг в социальных сетях.

Что можно сделать: Помогите ученикам осознать, что лучший способ контролировать своё время – осознать то, что вы единственный человек, кто может сделать это правильно и эффективно. В феврале мы опубликуем больше полезных советов о том, как продуктивно организовать рабочий процесс на дистанционном обучении. Stay tuned!

7. Пренебрежение силой привычки

Что это значит: Мотивация значит очень многое, но не всё: мотивация – первый шаг на пути к действию, но дальше к делу подключается последовательность. Например, вашему студенту нужно успешно сдать ЕГЭ по английскому. Он уже достаточно мотивирован и знает, для чего ему нужен результат. Но для того, чтобы получить преуспеть, одной мотивации не хватит – необходима последовательная и регулярная работа.

Что можно сделать: Предложите ученикам следующий алгоритм работы:

  1. Обозначить привычку: заниматься подготовкой к экзамену по часу в день.
  2. Найти “активизатор действия”: для того, чтобы приступить к занятиям, нужно проветрить помещение и очистить рабочую поверхность от ненужных вещей.
  3. Определить награду. Зная, что за выполненное действие, ты получишь награду, ты будешь гораздо мотивированнее. Это может быть всё что угодно: плитка любимого шоколада, просмотр очередной серии сериала и т.д.
  4. Приступить к выполнению плана. Открыть лэптоп, найти образцы тестов, взять блокнот для записей и приступить к учёбе.
  5. Написать ясный результат того, что вы получите по итогу. “Если я буду заниматься по часу в день, то через три месяца смогу сдать экзамен на нужный мне балл”. А также для того, чтобы отслеживать свой прогресс, каждый день отмечать, что сделано для достижения конкретной цели.

А какие ещё факторы вы встречали?