Что такое “гибридное обучение”?

2 February
225 full reads
3,5 min.
1k story viewUnique page visitors
225 read the story to the endThat's 22% of the total page views
3,5 minutes — average reading time
Что такое “гибридное обучение”?

Благодаря развитию технологий образования, школы стали использовать методы работы, не типичные для обычной классной среды. Только в 2020 году сотни учебных заведений во всем мире вынужденно перешли на дистант, что побудило многих преподавателей задуматься о внедрении гибридной модели обучения.

Но гибридное обучение — это не просто перенос большей части учебного плана в виртуальный класс. В отличии от ДО (дистанционного образования), гибридное обучение — комплексное объединение лучших методов очного и онлайн-обучения.

Это модель, объединяющая традиционный аудиторный опыт, эмпирическое обучение и цифровые материалы курса, направленная на получение максимального результата для каждой поставленной цели обучения. Гибридные классы строятся с учетом преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей группы.

Преподаватель может обучать одновременно очных и онлайн-студентов, используя при этом необходимые программные обеспечения: видеоконференцию, синхронизацию экранов, интерактивные рабочие тетради и учебники, компьютерный класс или лабораторию.

Для успешного внедрения этой модели обучения необходимо иметь синхронизированные материалы: подобный подход позволяет объединить модель преподавания face-to-face (F2F) с дистанционной моделью. Чем выше уровень подготовки преподавателя, тем продуктивнее урок как для очных, так и для удаленных студентов.

Преимущества “гибридной модели”

Очное и дистанционное образование имеет как плюсы, так и минусы. Цель гибридной модели — объединить преимущества обоих видов образования и создать максимально удобную и эффективную модель обучения. Рассмотрим основные преимущества таких моделей:

  • Гибкость во всем: в расписании, в материалах, в практических заданиях, в общении с педагогом. Те студенты, которые не могут посещать занятия лично по причине расстояния или проблем со здоровьем, продолжают обучение дистанционно, наравне с остальными студентами.
  • Независимость от академического потока: внедрение гибридной модели обучения помогает развить навыки самообразования. Студенты учатся работать с материалами лично и не зависят от академического процесса, расписания или успеваемости своих сокурсников.
  • Эффективное распределение ресурсов: эта модель обучения помогает планировать время, распределяя встречи и практические занятия как в виртуальном, так и в личном формате. Основной принцип: экономия времени, сил и средств, но получение максимальной эффективности от встречи.
  • Индивидуальный подход: в зависимости от интересов, занятости, целей и способностей учеников, преподаватель может варьировать изучаемый материал и подстраивать скорость обучения под студента. Более того, смешанное обучение открывает возможности для дополнительного обучения в тех областях, в которых студент заинтересован больше всего.

Модели гибридного обучения

Нужно понимать, что форма и вид модели гибридного обучения будет отличаться с учетом особенностей преподаваемого предмета, группы и целей обучения. Ниже рассмотрим основные принципы создания такой модели, разработанные Институтом Кристенсена (Christensen Institute Blended Learning Universe ).

Модель N1: Station Rotation (Ротация Станций)

http://www.blendedlearning.org
http://www.blendedlearning.org

Эта модель позволяет ученикам перемещаться между станциями по фиксированному расписанию, где одна из станций — это онлайн-площадка. Класс делится на 2 или 3 группы (в зависимости от количества станций). В то время как одна группа работает с преподавателем по принципу F2F, другая группа учеников работает самостоятельно на онлайн-платформе, а третья группа совместно трудится над практическим заданием. В установленное время группы меняются местами по циклу. Этот принцип позволяет преподавателю уделить личное внимание каждому ученику при работе F2F, а также развить у студентов навыки самообучения и командной работы.

Например, на уроках химии можно разделить класс на две группы: одна группа занимается решением задач, работая при этом самостоятельно или в группе, а вторая группа проводит опыты в химической лаборатории под руководством преподавателя или его ассистента.

Модель N2: Lab Rotation (Ротация Лабораторий)

Ротация лабораторий, как и ротация станций, позволяет учащимся перемещаться по станциям по фиксированному расписанию.Однако в этом случае онлайн-обучение происходит в специализированном компьютерном классе, что позволяет максимально эффективно пользоваться лабораториями школы. Например, после прохождения теоретического материала по английскому языку, студенты перемещаются в компьютерную аудиторию для прохождения виртуальных тестов на время.

http://www.blendedlearning.org
http://www.blendedlearning.org

Модель N3: Individual Rotation (Индивидуальная Ротация)

Студенты перемещаются между станциями по расписанию, установленному учителем или программным алгоритмом. В отличие от других моделей ротации, учащиеся не обязательно переходят на каждую станцию; они переходят только к действиям, запланированным в их личном расписании. Эта модель помогает преподавателю подойти индивидуально к способностям и успеваемости каждого ученика, в зависимости от его целей и прогресса.

Для примера: преподаватель физики может прописать отдельным студентам в расписании дополнительные задачи для решения или задать для прохождения теоретический материал, которого нет в общем курсе, если студент готовится к олимпиаде по физике или дополнительным экзаменам.

http://www.blendedlearning.org
http://www.blendedlearning.org

Модель N4: Flipped Classroom
«Перевернутый класс»

Эта модель «переворачивает» стандартный подход использования учебного времени и домашних заданий. Дома студенты проходят онлайн-курсы и лекции, усваивают теоретическую часть материала, а классное время используется для практики или проектов под руководством учителя. Эта модель позволяет учителям использовать классное время не только для чтения традиционных лекций.

Этот метод очень часто используют в высших учебный заведениях: можно высылать весь необходимый теоретический материал ученикам и студентам в электронном формате для самостоятельного прохождения дома, а время в аудитории использовать для практического разбора примеров и обсуждений.

http://www.blendedlearning.org
http://www.blendedlearning.org

Модель N5: Flex

Основная часть обучения студентов по этой модели проходит онлайн. Студенты самостоятельно проходят теоретическую часть материала и выполняют практические задания, исходя из персонального гибкого графика. Преподаватель курирует процесс обучения по программе, оперативно отвечает на вопросы студентов, объясняет сложные темы и направляет процесс.

Этот метод подходит для старшеклассников и студентов ВУЗа. Практически весь материал проходится самостоятельно и задача преподавателя проверить знания своих студентов и помочь им правильно усваивать полученный материал.

http://www.blendedlearning.org
http://www.blendedlearning.org

Модель N6: A La Carte (Меню)

Дополнительные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем, которые проходят параллельно очному обучению. Это прекрасный вариант для прохождения тех курсов, которые не доступны в формате F2F, можно расценивать, как факультативный курс. Для их прохождения можно использовать как доступы к онлайн-кабинетам и учиться из дома, так и компьютерные лаборатории школы.

Что такое “гибридное обучение”?

Модель N7: Enriched Virtual (Обогащенная виртуальная модель)

Эта модель широко используется в общеобразовательных школах, в рамках которой изучение каждого учебного предмета делится на очную и дистанционную часть. В отличие от перевернутого класса, программы Enriched Virtual обычно не требуют ежедневного посещения школы; например, некоторые программы могут требовать посещения только два раза в неделю.

Что такое “гибридное обучение”?

Это лишь основные модели смешанного или гибридного обучения. Возможно как отдельное, так и комплексное их внедрение в процесс обучения. Для того, чтобы интеграция прошла успешно, следует заранее подумать о возможностях, целях и ресурсах своих студентов или группы. Это станет залогом успешного обучения.