Школа не сопротивляется «цифре»: эксперты о цифровизации образования

202 full reads
298 story viewsUnique page visitors
202 read the story to the endThat's 68% of the total page views
1,5 minute — average reading time

Видео для конкурса «Большая перемен@»
Авторы
Илья Приходько и Оксана Ткаченко

Видео для конкурса «Большая перемен@», в котором ведущие ННТВ и приглашенные эксперты пытаются разобраться, смогут ли высокие технологии помочь в образовании.

Школа не сопротивляется «цифре»: эксперты о цифровизации образования

Гостями программы «День за днем» стали министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области Сергей Злобин, директор департамента образования Нижнего Новгорода Елена Платонова, директор школы №3 Степан Шмелев, а также автор проекта виртуальной реальности «Безопасная школа» Михаил Евстифеев.

Главный вопрос — как цифровизация проникает в образование, в сферу, которая остается очень консервативной, но при этом обязана быть передовой. Параллельно с обсуждением было запущено голосование для зрителей: верите ли вы в то, что технологии смогут улучшить образование?

Я прежде всего за то, чтобы дети учились

Сергей Злобин, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, подтвердил, что школа меняется постоянно. Уже в 2006 году в Нижегородской области началась информатизация: запустили курсы подготовки преподавателей, оснастили школы компьютерами и Интернетом. Половина школ России до сих пор не имеет доступа к высокоскоростному Интернету, и это большая проблема; но по указу министерства, к 2021 году каждая школа должна иметь доступ к сети со скоростью не менее 100 мб для города и не менее 50 мб для сельской местности. Учиться по учебникам, перейти на цифровой или проектный вариант, — здесь главное, чтобы дети учились, и учились с удовольствием. Инструменты выбирает учитель. Не важно, какой будет форма, но учитель останется основой образования.

Инструмент виртуальной реальностиэто только инструмент

Автор проекта «Безопасная школа» Михаил Евстифеев рассказал о том, как идет внедрение новейших технологий прямо сейчас. Его проект позволяет отработать действия при пожаре, в условиях, максимально приближенных к настоящим, – в виртуальной реальности. Сейчас разработчики хотят реализовать проект в пилотных школах Нижегородской области, внедрив его в программу ОБЖ.

Это современный путеводитель эвакуации, который призван выработать алгоритм действий при аварии. Учителя он не исключает — только учитель может научить ребенка техникам, которые нужно использовать, объяснить ситуацию. Ключевой процесс внедрения — обучить VR-технологии преподавателей. В дальнейшем можно создавать программы дополнительного образования, чтобы ученики делали собственные модели и программы на основе VR.

Есть беспокойство, что дети более продвинуты в современных решениях, чем педагоги. Но именно учитель дает целеполагание, формирует критичность к информации в Интернете и помогает сформулировать суть проекта, чтобы добиться результата.

Школа не сопротивляется «цифре»: эксперты о цифровизации образования

Учителя хотят динамики

Директор департамента образования Елена Платонова и директор школы №3 Степан Шмелев подтверждают, что цифровизация уверенно проникает и в органы управления, и в сам образовательный процесс.

Все постепенно идет к тому, чтобы совсем отказаться от бумажной работы: в управлении разрабатывается специальный портал для родителей, где можно заказать справку и получить информацию.

Образовательные платформы — так называемые онлайн-школы — способствуют лучшему усвоению знаний, потому что в классе ребенок воспринимает информацию, которая направлена на всех, а за компьютером он работает индивидуально. К тому же, выстраивается собственная траектория обучения. Цифровое образование — это не записанные у доски уроки. Основные образовательные платформы работают в системе перевернутого класса. Ребенок и педагог продолжают общаться, и у каждого ученика появляется возможность получить полезную информацию от преподавателей, которые находятся за много километров от него.

И дети, и учителя хотят динамики в образовательном процессе. Чтобы оставаться динамичным, преподаватель должен постоянно заниматься самообразованием. В открытом доступе много приложений для обучения, разного качества: и тут особенно важна роль учителя, так как именно он может выбрать и спланировать их роль в уроке.

Школа не сопротивляется «цифре»: эксперты о цифровизации образования

По результатам зрительского голосования стало понятно, что больше половины — 56% проголосовавших — сомневаются в том, что высокие технологии смогут помочь в образовании. Но процессы в современных школах показывают, что цифровизация уже идет. Сколько было скептиков, когда при выплате заработной платы переходили от реальных денег к банковским картам; тогда всем казалось, что это настоящий крах, но теперь банковские карты повсюду. Еще неизвестно, как изменятся школы, но уже сейчас ясно одно — человек должен остаться в системе образования, и он останется.

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»