Школа с настоящим учителем станет элитной

Видео для конкурса «Большая перемен@»
Телеканал «Хабаровск»,
автор Антон Примачёв

Репортаж Антона Примачёва о том, каким станет образование в будущем. В нем — самые смелые прогнозы, невероятные идеи и мнения руководителей школ и ректоров университетов.

В «Большом репортаже» Антона Примачева поднимается тема разновозрастного обучения, а также выясняется, как меняется роль университетов в образовании, какие изменения происходят в школах в эпоху цифровизации и как разумно ограничить использование новых технологий.

Детям легче даются новые технологии

Еще недавно взрослый человек умел гораздо больше, чем ребенок: он лучше шил, готовил, пахал. Сегодня жизнь изменилась, и взрослые нередко вынуждены спрашивать у детей совета: как настроить телевизор с планшета, как зарегистрироваться на сайте и оплатить коммунальные услуги через Интернет.

Детям легче даются новые технологии, и это необходимо использовать, считают педагоги. Например, в гимназии №5 Хабаровска учащимся начальных классов выдают ноутбуки. Учебник уже напечатан и его не изменить, информация устаревает быстро, а в ноутбук всегда можно загрузить новую программу.

Идея разновозрастного класса

Сейчас классы распределены строго по возрасту, однако такой принцип образования ставится под сомнение. Показателен экспериментальный урок космологии, где среди слушателей были кандидат технических наук и ученик десятого класса. Несмотря на разницу в возрасте и жизненном опыте, эксперты затруднились ответить, кому занятие далось легче.

Катерина Поливанова, доктор психологических наук:
«Сейчас стало понятно, что различия между детьми одного возраста и различия между разными возрастами уже соизмеримы. И можно перемешать детей в классе».

Роль вузов выстроить надпрофессиональные компетенции

В министерстве просвещения РФ в рамках национального проекта образования уже разрабатывают индивидуальные учебные планы для школьников, в том числе дистанционные.

Генеральный директор Университета национальной технологической инновации 20.35 Василий Третьяков считает, что обучение уйдет в онлайн, а профессия лектора станет редкой и высокооплачиваемой. В научном сообществе неоднозначная реакция.

Сергей Иванченко, ректор ТОГУ:
«Главное, чтобы мы не стерли с лица земли все университеты. Это должен быть центр развития региона».

Виктор Бавыкин, ректор АмГПГУ (Комсомольск-на-Амуре):
«Если раньше университет был уникальным источником знаний, то сейчас информация доступна практически каждому. Поэтому роль университета меняется».

Есть проекты, которые призваны повысить престиж вузов и привлекать в них иностранных студентов. Одна из главных сложностей при этом не отставать от рынка труда, а он стремительно меняется.

Наталья Баженова, ректор ПГУ им. Шолом-Алейхема (Биробиджан):
«В вузах сейчас выстраивается надпрофессиональная компетенция, то, что делает человека интеллигентным, грамотным».

Большие изменения ожидают и школы

Приход современных технологий расширяет границы. Сейчас перед правительством стоит задача обеспечить все школы скоростным и бесплатным Интернетом. Это необходимо, чтобы молодые люди всей страны были в равных условиях и могли конкурировать на рынке труда.

Меняется и система оценок: дети уже с пятого класса собирают портфолио и накапливают в него дипломы и рекомендации, которые будут играть роль при трудоустройстве.

Ограничить возможности цифровизации

Учителя намеренно ограничивают возможности, которые открывает прогресс: ученикам гимназии №5 Хабаровска выдают ноутбуки, но введено ограничение на пользование мобильными телефонами в личных целях.

Альфия Галиханова, врач-психиатр:
«За развитие интеллекта в головном мозге отвечает огромная структура. Ребенок тренирует эту структуру только тогда, когда общается с реальными людьми. Чем больше у нас глубоких социальных связей, тем мы умнее».

Поколение цифровизации страдает от дефицита внимания, замечают это и педагоги. В будущем учиться с настоящим учителем, писать в тетради и ездить на живые экскурсии станет дороже, и именно школа с книгами и учителем станет элитной.

Оператор: Евгений Власов
Монтажер выпуска: Павел Баландинский

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»