Гараж особого назначения

В ФСО говорят, что на сегодня они показывают практически все, что можно с точки зрения государственной тайны. Однако многие аспекты работы ГОНа не раскрываются до сих пор.

Днём рождения Гаража особого назначения считают 1 января 1921 года. За день до этого Совнарком распорядился выделить несколько машин, обслуживающих семью Ленина, в «особый гараж». Возглавил этот особый гараж личный шофёр Ленина Степан Гиль. Автомобили большевикам достались «по наследству» — из собственного гаража Его Императорского Величества Николая II. Автопарк пополнялся также конфискованными машинами у состоятельных граждан бывшей Российской империи.

Delaunay-Bellevоille 40HP. Источник: pinterest.com
Delaunay-Bellevоille 40HP. Источник: pinterest.com

В 1906 году при дворе Николая II был открыт первый Императорский моторизированный гараж. «Вину» за новое увлечение императора возлагают на графа В. Н. Орлова. Это он продемонстрировал Николаю II первый автомобиль и прокатил царя на нем.

Парк особого гаража при Ленине состоял из французских автомобилей «Тюрка Мери» и «Рено», британских «Роллс-Ройсов» и других машин гаража Николая II. В 30-х годах основными автомобилями стали «Бьюики». Сталинским лимузином был «Паккард».

Packard Twelve пользовался Сталин. Источник: pinterest.com
Packard Twelve пользовался Сталин. Источник: pinterest.com

Покушения на первых лиц государства совершались задолго до прихода к власти Сталина, однако именно при нем перед сотрудниками ГОНа была поставлена задача пополнить парк бронированным автомобилем. В 1945 году на Заводе им. Сталина закончилась разработка первой советской представительской машины — ЗИС-110. Появился и ее бронированный вариант — ЗИС-115.

После Сталина о бронированных автомобилях практически забыли. В моду вошли открытые лимузины. Таким пользовался Никита Хрущев, в таком автомобиле был убит Джон Кеннеди. В 1969 году было совершено неудачное покушение на Леонида Брежнева.

ЗИС-115. Источник: pinterest.com
ЗИС-115. Источник: pinterest.com

О бронированных машинах пришлось вспомнить. В середине 80-х Завод им. Лихачёва выпустил машину высшего класса бронирования. В любой части машины корпус и стёкла выдерживали попадание пули из «Калашникова». Броня выдерживала подрыв гранаты, в том числе в особо уязвимых местах — под бензобаком и на крыше. Эксперты утверждают, что ЗИЛ-41052 значительно превосходил по техническим характеристикам американский Cadillac Fleetwood Limousine.

Однако многие задачи ложатся не на «металл», а на сотрудников ГОНа. Водители ГОНа должны уметь с легкостью совершать маневры, на которые способны лишь профессиональные гонщики. Обычный президентский кортеж включает в себя пять автомобилей: один основной идет в окружении двух автомобилей выездной охраны, один автомобиль связи и один резервный. Но в зависимости обстоятельств местоположение машин в кортеже может меняться.

Сегодня сотрудники Гаража особого назначения обеспечивают безопасное передвижение не только президента России и премьер-министра, но также глав обеих палат парламента, лидеров всех зарубежных государств, находящихся в России с визитами. Автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей марок «Мерседес-Бенц», «ЗИЛ», «Вольво», «Фольксваген» и других, а также мотоциклы марок «BMW» и «Урал».

Источник