DimanOFF
213 subscribers

Забытые маршруты Волгограда: № 1, № 1а, № 3

517 full reads

Недавнее возвращение троллейбусного движения в Нижний посёлок ВгТЗ побудило меня вспомнить маршруты троллейбуса, долгие годы связанные с этой частью Волгограда.

ЗиУ-682Г маршрута № 1 на улице Ополченской
ЗиУ-682Г маршрута № 1 на улице Ополченской

Маршрут № 1

С маршрута № 1 началось пассажирское троллейбусное движение движение в Волгограде 31 декабря 1960 года, от Привокзальной площади по проспекту Ленина троллейбус следовал до площади Возрождения.

Троллейбус МТБ-82Д маршрута № 1 на конечной остановке Железнодорожный вокзал. Автор фото Wolfgang Schreiner. Переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»
Троллейбус МТБ-82Д маршрута № 1 на конечной остановке Железнодорожный вокзал. Автор фото Wolfgang Schreiner. Переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»

Но уже со следующего года маршрут начинает регулярное движение до проспекта Металлургов, что было отличной новостью для работников металлургического завода «Красный Октябрь». Годом позже троллейбус доходит до школы № 12 (совсем немного не доезжая до главных проходных Тракторного завода). В 1964 году маршрут продлён до ВгТЗ, а в 1965 году троллейбусная линия была протянута до Нижнего посёлка ВгТЗ (на маршрутных указателях изначально значилось «Школа-интернат № 4», а позднее «ВгТЗ»).

Троллейбус ЗиУ-5 маршрута № 1 на конечной остановке Железнодорожный вокзал. Автор фото Wolfgang Schreiner. Переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»
Троллейбус ЗиУ-5 маршрута № 1 на конечной остановке Железнодорожный вокзал. Автор фото Wolfgang Schreiner. Переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»

Таким образом маршрут имел большое значение в транспортной схеме города, связывая Центральный, Краснооктябрьский и Тракторозаводский районы Волгограда, проходя между жилыми массивами и промышленной зоной. Со временем менялся подвижной состав на маршруте. На смену МТБ-82 и ЗиУ-5 в первой половине 1970-х годов пришли ЗиУ-682, ставшие основным типом троллейбуса на долгие годы.

Троллейбус ЗиУ-682Б маршрута № 1 на проспекте Ленина. Автор фото Wolfgang Schreiner, переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»
Троллейбус ЗиУ-682Б маршрута № 1 на проспекте Ленина. Автор фото Wolfgang Schreiner, переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»

Так и проработал маршрут № 1 в неизменном виде без малого четыре десятка лет до апреля 2004 года.

Перечень остановок троллейбусного маршрута № 1 Железнодорожный вокзал — Нижний посёлок ВгТЗ» на начало 2000-х годов
Перечень остановок троллейбусного маршрута № 1 Железнодорожный вокзал — Нижний посёлок ВгТЗ» на начало 2000-х годов

Троллейбусный маршрут, не выдерживавший конкуренции с многочисленными маршрутными такси, был временно закрыт. Связь Нижнего посёлка ВгТЗ поддерживали маршрутные такси, наиболее успешными из которых были маршруты № 57 и № 67к. На участке от центра города до Тракторозаводского района сохранялось движение троллейбусных маршрутов № 8 и № 8а, так что для всех, кроме жителей Нижнего Тракторного, исчезновение маршрута стало незаметным.

Фрагмент схемы маршрутов электротранспорта 2000 года с маршрутом № 1. По схеме, кстати, сложно понять, что маршрут № 1 следует именно по Первой Продольной магистрали
Фрагмент схемы маршрутов электротранспорта 2000 года с маршрутом № 1. По схеме, кстати, сложно понять, что маршрут № 1 следует именно по Первой Продольной магистрали

Но уже четыре года спустя, в феврале 2008 года маршрут № 1 был восстановлен в прежних границах. Но в оригинальном виде маршрут опять же продолжал быть задублированным маршрутами троллейбусов № 8 и № 8а. Поэтому в ноябре 2009 года маршрут получил новую трассу «Детский центр — Нижний посёлок ВгТЗ». При этом часть изменённого троллейбусного маршрута теперь стала проходить по Второй Продольной магистрали, полностью дублируя от Нижнего Тракторного до центра города маршрутное такси № 57. Этот вариант маршрута пришёл на смену специальным рейсам троллейбуса № 3.

Перечень остановок троллейбусного маршрута № 1 Железнодорожный вокзал — Нижний посёлок ВгТЗ» в 2010-е годы
Перечень остановок троллейбусного маршрута № 1 Железнодорожный вокзал — Нижний посёлок ВгТЗ» в 2010-е годы

Обслуживанием маршрута № 1 все годы его существования занималось Троллейбусное депо № 4.

Ниже предлагаю небольшую фотогалерею подвижного состава маршрута № 1 «Детский центр — Нижний посёлок ВгТЗ». Так уж получилось, что на моих фото лишь троллейбусы марки ЗиУ, хотя использовались на маршруте и ВМЗ, и Тролзы.

Окончательно маршрут троллейбуса № 1 был отменён в мае 2017 года. С мая 2017 года по декабрь 2021 года троллейбусное движение по линии в Нижний посёлок ВгТЗ не производилось. На смену троллейбусу пришёл маршрут автобуса № 20.

И вот, наконец, с 1 января 2022 года троллейбус № 9 перенаправили со Спартановки на Нижний Тракторный. Вместе с тем маршрут автобуса № 20 ушёл в историю. Надолго ли троллейбус вернулся? Покажет только время. Но радует, что троллейбусная линия за четыре с лишним года перерыва в движении не была демонтирована.

Маршрут № 1а

О данном маршруте информации куда меньше. Кроме блуждающих по интернету фотографий троллейбусов с маршрутоуказателем «Вокзал — Площадь Титова» рубежа конца 1970-х — начала 1980-х годов, следов от маршрута не осталось. При этом маршрут почему-то не попал на схему городского транспорта Волгограда, изданную в 1979 году.

Маршрут № 3

Маршрут троллейбуса № 3 был открыт в 1969 году. Он был призван обеспечивать связь завода «Красный Октябрь» с Нижним посёлком ВгТЗ через Вторую Продольную магистраль, где в те годы продолжалось активное многоэтажное строительство.

Троллейбус ЗиУ-682Б маршрута № 3 на остановке напротив ДК имени Ленина. Переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»
Троллейбус ЗиУ-682Б маршрута № 3 на остановке напротив ДК имени Ленина. Переснято со стенда музея МУП «Метроэлектротранс»

На музейной фотографии видно, что троллейбус находится на дублёре проспекта Ленина, т.к. в кадре видна часть знаменитого дома с башней (проспект Ленина, дом 93). К середине 1970-х годов движение троллейбуса было перенесено на новое разворотное кольцо ближе к заводской проходной.

В июле 2009 года были добавлены специальные рейсы маршрута № 3 до остановки Детский Центр. Эксперимент был признан успешным, что привело к возобновлению маршрута троллейбуса № 1 «Детский центр — Нижний посёлок ВгТЗ», а маршрут № 3 вместе с тем сократили до отдельных рейсов с минимальным выпуском подвижного состава.

Перечень остановок троллейбусного маршрута № 3 Завод «Красный Октябрь» — Нижний посёлок ВгТЗ» в 2010-е годы
Перечень остановок троллейбусного маршрута № 3 Завод «Красный Октябрь» — Нижний посёлок ВгТЗ» в 2010-е годы

Через 43 года непрерывной работы осенью 2012 года троллейбусный маршрут № 3 был окончательно закрыт. Зато продолжили свою жизнь дублирующие маршрутные такси № 57 (на участке от Нижнего посёлка ВгТЗ до ДК имени Ленина) и № 57к (на участке от школы № 3 до завода «Красный Октябрь»).

Спасибо за внимание!

------------

Использованы материалы из книги:

Пругло Н. В., Заплавнова О.Г. Народный транспорт Царицына — Сталинграда — Волгограда: из прошлого в будущее : К 100-летию трамвая, 50-летию троллейбуса / Н.В. Пругло, О.Г. Заплавнова ; МУП «Метроэлектротранс». — Волгоград : Панорама, 2013. — 432 с.: ил.

------------

Путеводитель по публикациям канала