Как я запустил стартап с миллионными перспективами и ПОТЕРЯЛ его за неделю

31.07.2018

В двадцатых числах декабря далекого 2013 года я заказывал в подарок профессиональные наушники для знакомой. После заказа оператор мне быстро перезвонил и сказал, что «курьер привезет наушники завтра после обеда». Однако на следующий день курьера я так и не дождался. Позвонив в магазин вечером, я узнал, что «очень много заказов» и что «мне привезут только на следующий день» мои наушники, обещали до обеда, хотя примерного времени мне тогда так и не назвали.

Когда на следующий день в обед позвонил курьер и сказал: «я приехал», я пошутил с друзьями, что надо сделать программу, которая бы сама прокладывала маршруты и позволяла заранее назначать точное время, когда приедет курьер. В таком случае не надо сидеть и гадать, когда он приедет и доедет ли вообще. Проблема в том, что реализовывать эту идею было некому.

Примерно в это же время мой друг, коллега и просто замечательный дата-сайентист Александр (мы вместе уже год работали в одной IT-компании) самостоятельно пришел к этой же идее параллельно мне и развил ее. Поэтому я "прыгнул на хвост" гению математики и мы стали изучать рынок для своего нового проекта. Ведь без отличного маркетолога любой стартап загнется - Саша это знал. А мне нужны были "руки", которые бы красиво обернули реально перспективную идею в удобный SaaS-сервис.

По сути все интернет-магазины и небольшие курьерские компании работали (и продолжают работать сейчас, кстати) так: вечером специальный человек (логист) брал все заказы на следующий день, смотрел Яндекс-карты и вручную распределял все заказы между курьерами, опираясь на свои знания и опыт. Мы поняли, что конкурентов по сути нет и пошли к руководству нашей компании с предложением создать новый продукт. Но получили отказ, начальники просто не оценили идею.

Потом начались сложные проекты, многочисленные командировки, поэтому все поставили на паузу и ничего не делали по проекту. Осенью 2014 года мы с Александром и его школьным другом Андреем (который тоже работал в IT-компании, но не в Москве, а в Екатеринбурге) решили, что пора становиться самостоятельными и создавать что-то свое. Мы прогнозировали, что кризис сильно пошатнет позиции обычных IT-компаний, и они начнут испытывать сильные трудности с продажами (так и случилось), поэтому у нас появится возможность придумывать новые системы, полезные людям.

Перебрав разные варианты возможных продуктов, начиная от игр на мобильных и заканчивая сложными рекомендательными системами (они предугадывают, какие объекты (фильмы, игры, веб-сайты) будут интересны пользователю, имея определенную информацию о нем), мы все-таки остановились на той идее системы для курьеров интернет-магазинов.

КАК ШЕЛ ПРОЕКТ

Над проектом мы работали в свободное от основной работы время по вечерам в будни и по выходным. В основе сервиса – специальный алгоритм, распределяющий заказы на основе Яндекс.Карт. Наш алгоритм просчитывал все заказы на выбранную дату и распределял их между всеми свободными курьерами так, чтобы они успевали приехать в удобное для клиента время (которое он сам обозначил при заказе) и тратили на дорогу минимальное время. Программа позволяла также увидеть, какие заказы не будут доставлены в срок, и клиента заранее оповещали об этом, чтобы он не ждал зря (я все ещё помнил те наушники).

В декабре 2014 был готов первый рабочий прототип, но в это время как раз была лихорадка с долларом, пик заказов подарков на Новый год, поэтому мы перенесли тестирование на январь - февраль 2015 года. Мы получили ряд пожеланий от будущих пользователей по функционалу системы. Учитывая их, мы обновили свои планы работ и заказали сайт у фрилансера за 35 тысяч рублей. Параллельно привлекали при необходимости фрилансеров на небольшие участки работ, заплатив им в общей сложности ещё тысяч 70. С января по апрель мы были заняты сложным проектом на основной работе (мы втроём уже работали в одной компании к тому моменту). На нашу программу мы выкраивали буквально по 5-10 часов в неделю, что было, конечно же, мало. В конце апреля мы приступили к работе в привычном графике: возобновили общение с бизнес-заказчиками, привлекли фрилансеров на помощь (ещё 40 тысяч рублей) и к июню выпустили обновлённую версию.

Если в первой версии система «просто» считала маршруты для пеших курьеров и курьеров на автомобилях, то во второй были уже серьёзные изменения. Сильно поменялся интерфейс для большего удобства пользователей, алгоритм учитывал будущие пробки, максимальный вес груза, который мог курьер с собой перевозить, геозоны (это когда город делится на небольшие зоны, курьер закрепляется за определенной зоной и система считает все маршруты для него только внутри неё, а не гоняет как в первой версии по всему городу). Сервис теперь поддерживал одновременную работу нескольких пользователей.

Теперь его можно было начинать продвигать. Я договорился и мы опубликовали статью у известного блогера Варламова (все было бесплатно). Выступил успешно в Яндексе с рассказом о нашем стартапе на мероприятии для интернет-магазинов. Потом уже осенью мы также бесплатно опубликовались на VC.ru и на нас обратили внимание инвесторы из Фонда развития интернет инициатив (ФРИИ). Я провел ряд переговоров, показал бизнес-план стартапа, и нас захотели взять в специальную программу акселерации ФРИИ, выделив 2,1 млн. рублей. Взамен мы должны были отдать 7% компании ФРИИ. Посовещавшись, мы решили согласиться на предложение и для этого нам надо было открыть ООО. Пустяковое дело.

КАК ВСЕ ПОТЕРЯТЬ ЗА НЕДЕЛЮ

Случилась идиотская, но классическая ситуация. Один из основателей сервиса – разработчик Андрей – захотел при оформлении ООО не треть компании, как было оговорено изначально, а половину. На следующее утро он уже согласился на 40%. И тут-то надо было мне со вторым компаньоном соглашаться, но молодость и обостренное чувство справедливости заставили нас требовать соблюдения изначальных договоренностей. Это была фатальная ошибка. За неделю переговоров обе стороны остались при своем. В результате, Андрей ушел, забрав с собой код и отключив нас от серверов. У нас остался сайт, клиентская база, старая версия кода, которую надо было “пересобрать”. Ни о каких инвестициях речи уже не шло, естественно.

ФИНАЛ

Далее была трехмесячная история, как я искал нового программиста, перебирал кандидатов, остановился на одном, но он не смог выполнить свою работу в срок. К апрелю 2016 года я понял, что дальше в условиях дефицита денег и ресурсов, а также окрепших конкурентов, работать по проекту смысла нет. И мы его закрыли. Андрей же так и остался со своим кодом.

Из этой истории я вынес уроки, что надо изначально письменно закреплять условия работы, не верить даже “старым школьным друзьям”, нужно хеджировать риски, договариваться в любом случае до тех пор, пока это возможно, а не рубить с плеча.

Но а главный плюс истории – развивая сервис, я плотно познакомился с екоммерс-рынком и до сих пор общаюсь с ребятами с этого рынка. Ради одного этого стоило затевать тот стартап. Плюсом был опыт. Огромный жизненный опыт.

Ну а впереди - новые стартапы и новые проекты. Ведь главное - учиться на ошибках, делать выводы и не переставать "уметь мечтать".

Автор Роман Денисов

Хотите клиентов, дилеров и инвесторов из Клуба директоров?

Клуб — крупнейшее независимое бизнес-сообщество в России. ​Наша команда: 

  • ​​​За 7 лет создал​а ​бизнес-сообщество с аудиторией более 200 000 управленцев и владельцев бизнеса из России и соседних стран. 
  • ​​​​Провел​а 395 рекламных кампаний ​для клиентов в секторе B2B от чайного дома "Крафти" до Альфа Групп.

​​​С помощью Клуба наши клиенты решают ​такие задачи:

  • ​Привлечение клиентов на сложные услуги с ​дорогим чеком (минимум ​100-300 тысяч рублей) или построение сети продаж​ (​находим оптовых покупателей);
  • Поиск дилеров в регионах (​спортивные бренды, производители гаджетов и мебели и другие);
  • Продажа франшизы (от 2 до 30 заявок​ в среднем);
  • Поиск инвестиций или кредито​в (от 5М до 100М рублей);
  • Продажа бизнеса ​и ​независимая оценка ​бизнеса.​

​Мы практики в решении проблем. Всегда ​привлекаем ​заказчика к ​​проекту. Потому что ​задачи бизнеса решаются совместно исполнителем и заказчиком. Нельзя просто дать денег и отойти. ​ Если вы согласны, читайте про аудиторию Клуба и смотрите, подходим ли мы вам.