75 лет со дня рождения Джими Хендрикса

Самый поразительный гитарист, существовавший когда-либо, безо всякого сомнения – Джими Хендрикс. Это не просто музыкант, а целое явление. Он существенно превысил порог громкости 60-х, удивительным образом расширил возможности и усовершенствовал технику игры на электрогитаре, а также стал самым феноменальным гитаристом за всю историю рока.

75 лет назад, 27 ноября 1942 в Сиэтле, в семье полупрофессиональных танцоров Эла и Люсиль родился первый ребенок Джонни Аллен Хендрикс. После войны отец изменил имя парня на Джеймса Маршалла, а в истории музыки он запомнился как Джими Хендрикс. Брак родителей оказался недолгим, когда Джими исполнилось 8 лет, родители разошлись и опеку над детьми получил отец. Люсиль появлялась в жизни сына довольно редко, но несмотря на это, она все же оставалась его матерью и её смерть в 1958 году очень сильно повлияла на 16 летнего подростка. В дальнейшем Джими Хендрикс часто упоминал о ней в интервью и она также присутствовала в его лирике.

Музыкой Джими Хендрикс интересовался еще с раннего детства. Он говорил, что первым инструментом была губная гармошка, которую ему подарили где-то в 4 года. Потом появилась скрипка, а уже в 15 лет отец купил ему дешевую акустическую гитару. Эл старался заботиться о том, чтобы Джими и его братья могли жить достойно, насколько это позволяла послевоенная экономика, расовые предрассудки и непостоянные заработки. Первая электрогитара появилась у Хендрикса в 16 лет и в этот момент определилось будущее Джими. Наблюдая за тем, как играют другие гитаристы и слушая огромное количество пластинок, Хендрикс осваивал игру на гитаре. Большое влияние на него оказал блюз. Этот стиль, благодаря своему акценту на импровизацию, развивал творчество молодых музыкантов, оттачивавших на нем свое мастерство. И именно играя блюз, Джими создавал свой уникальный стиль.

Первым музыкальным опытом была игра в местных группах Сиэтла. А в 1962 году Джими Хендрикса призвали в армию США, где он прослужил около года в военно-воздушной дивизии. Армию музыкант возненавидел почти сразу, как только попал туда. А во время очередного прыжка с парашютом (за плечами Джими более 25 прыжков) он получил травму ноги, но для увольнения этого было недостаточно, поэтому в больнице ему еще пришлось симулировать боль в спине. Когда Джими Хендрикс демобилизовался, то не поехал домой, а продолжил заниматься музыкой и начал играть с гастролирующими группами.

Под псевдонимом Джимми Джеймс в Гринвич-Виллидже, в начале июня 1966 года музыкант организовал свою собственную группу The Blue Flame, в которой вместе с Хендриксом играл Рэнди Техас и Рэнди Калифорния. Площадками для выступлений служили местные ночные клубы, такие как: «A Go Go», «Night Owl» и «Wha». Уже тогда игра Хендрикса захватывала, шокировала и вызывала дрожь до самых костей. А все это звукоизвлечение на максимальной громкости создавалось при помощи гитары Stratocaster, усилителя Twin и фузза. На его игру приходили посмотреть даже такие знаменитости как Beatles и Rolling Stones, а восхищение этих музыкантов и их положительные отзывы в те времена считались пророческими. Непосредственность исполнения Джими Хендрикса подкупала своей индивидуальностью, хотя он и не обладал феноменальной вокальной техникой. Его голос имел огромную привлекательность: хрипловатый, небольшого диапазона, он сочетал в себе холодную уверенность и нервные интонации. Сам же Джими не был уверен в своих вокальных данных, а больше считал себя импровизатором: «Мне бы хотелось уметь петь действительно хорошо, но я знаю, что петь не умею. Я просто чувствую, как выходят слова. Я стараюсь, чтобы звук получился красивым, но это трудно. Я скорее импровизатор, чем певец».

В 60-х основной упор всех групп был поставлен на вокал, но несмотря на то, что Хендрикс был неплохим вокалистом, он все же прославился своей своеобразной игрой на гитаре. «Когда он играл свои блюзы, даже пьяницы замолкали и смотрели на него с любопытством».

The Jimi Hendrix Experience

The Jimi Hendrix Experience - группа, которая в свое время произвела настоящий фурор и потрясла всех своим мастерством и непредсказуемостью нового исполнения. Все началось со знакомства Джими Хендрикса с Чесом Чендлером, затем последовал переезд в Лондон, где и образовались в 1966 году The Jimi Hendrix Experience. Из названия сразу видно, что центральная фигура группы – Джими Хендрикс. Изначально менеджеры Майк Джеффри и Чес Чендлер предполагали создать трио, в котором остальные участники должны были быть дополнением к имиджу Джими и ощутимой поддержкой в создании звука. Так в качестве бас-гитариста был выбран Ноэль Реддинг, а место ударника занял Митч Митчелл. Эта троица создавала удивительный саунд, а помимо этого они еще эффектно смотрелись вместе. То что Джими был черным гарантировало ему внимание англичан, ведь в то время не было смешанных групп. Вообще в пуританской и чопорной Англии неистовый образ Джими Хендрикса быстро обрел популярность.

С первых же синглов Experience добились успеха. «Hey Joe» занял 4-е место в таблицах рейтинга популярности Melody Maker. А революционный психоделический гимн «Purple Haze» стал визитной карточкой Джими. Считается, что Хендрикс первым открыл психоделическую музыку, но сам он не считал это изобретением, а созданную музыку называл «столкновением между реальностью и фантазией». Психоделическая среда в те времена затрагивала многих музыкантов и открывала путь новым идеям и образам. Но помимо этого, психоделия также толкала рок-музыку и её исполнителей в мир гедонизма и излишеств, и Джими Хендрикс не исключение. Как известно, он принимал множество наркотиков, а его излюбленными были ЛСД и алкоголь. У Джими даже есть песня «The Stars That Play with Laughing Sam's Dice», абривиатура которой «STP with LSD».

Дебютный альбом «Are You Experienced» был абсолютно авантюрный, в нем присутсвовало все то, что в те дни для английской поп-сцены было непонятно. Релиз представлял собой насыщенное, захватывающее соединение идей и музыкальный поиск. Композиция «Fire» стала самым популярным сценическим номером. Исполнение этого трека с нарочито театральным сожжением гитары представляло собой вызов всему тому, что происходило на сцене до появления Джими Хендрикса.

Выступления с крушением аппаратуры, игрой зубами и сам образ «дикаря», страстные вокальные партии, первобытные ритмы и невероятная техника игры вызывали небывалый ажиотаж. Джими говорил, что никогда заранее не планировал ход своих выступлений, а делал лишь то, что приносило ему удовольствие. Сцена была для него своеобразным местом, где можно было спустить тормоза, разбить несколько гитар, а публика от этого только неистовствовала. Эрик Бэррет, создатель аппаратуры для Джими Хендрикса, говорил, что они всегда возили с собой запасные инструменты, которые крушили во время концертов. На сцене Джими бил только новые гитары, так как они для него ничего не значили, а к своему старому инструменту он относился бережно.

Такими сумасшедшими шоу Джими Хендрикс сам себя подвесил на крючок, с которого в дальнейшем было трудно сорваться. До отказа забитый гастрольный график вымотал группу. Измотанный работой, Хендрикс перестал принадлежать самому себе. Бремя славы стало непосильно тяжким, он был объектом болтовни всех скандальных газет, а его имя стало синонимом наркомании. Аудитория требовала больших зрительных эффектов, в то время как концерты превратились в рутину и ритуальные действия на сцене перестали приносить былое удовлетворение. «Нас стали воспринимать, как должное, и это нас обижало. Мы стали чем-то вроде кукурузных хлопьев на завтрак. Настоящие рабы поп-музыки. Я устал от такого отношения фанатов, будто они оплатили твой дом и машину и теперь уверены, что ты будешь делать то, что они хотят, до конца своей жизни. Но мы же не можем просто не обращать на них внимания, у них ведь тоже есть права», говорил в интервью Джими Хендрикс.

Обстановка внутри коллектива так же была накалена. Джими хотел утяжелить звучание, а Ноэль и Митч не понимали, что именно он хочет от них услышать. Ноэль Реддинг: «Меня выматывали сессии звукозаписи. Помню, что записывая Axis: Bold As Love в студии Olympic в Лондоне, мы даже не репетировали. Мы просто приходили и разучивали песню. Джими обычно объяснял, чего он от нас хочет. И мы записывали четыре дорожки с бас-гитарой, потом ударные, вокал и ритм-гитару, а когда дело доходило до тридцати шести перезаписей гитарной партии, я просто ложился в студии и засыпал». Поэтому работа над «Electric Ladyland» и зацикленность Хендрикса привели к расколу в группе. Со временем обиды только нарастали, музыканты перестали общаться и старались не пересекаться друг с другом за пределами сцены. Новая музыка не создавалась, и Experience просто пытались копировать все то, что делали раньше. Это все привело к тому, что в ноябре 1968 года группа объявила о распаде. Каждый музыкант планировал создать свою группу и время от времени собираться прежним составом Experience и гастролировать. В последний раз The Jimi Hendrix Experience выступили 29 июня 1969 года на фестивале в Денвере.

После распада Experience Джими хотел собрать старых друзей и создать Electric Church Music, объясняя свою идею так: «Это больше, чем музыка. Это вроде церкви, вроде опоры для тех, кто может потеряться в этой жизни. Мы создаем музыку, словно новый вариант Библии, такую Библию вы можете носить в своих сердцах. Когда я выхожу на сцену и пою, я проживаю целую жизнь. Это моя религия. Я - это электрическая религия». Но в итоге была создана группа Gypsy Sun and Rainbows, которая выступила всего лишь раз на закрытии фестиваля в Вудстоке 18 августа 1969 года, а уже в сентябре Хендрикс прекратил деятельность группы. Весь следующий год он провел в одиночестве, принимал много наркотиков, записывал новые композиции в студии и изредка играл джемы. А в пятницу 18 сентября 1970 года в одном из гостиничных номеров Джими Хендриксу стало плохо, его подруга Моника Даннеман вызвала скорую, а по дороге в больницу музыкант скончался. Безвременная смерть Хендрикса вызвала много вопросов, но как бы там ни было, его уход стал концом целой музыкальной эпохи.

С годами популярность Джими Хендрикса только возрастает. Он не просто музыкант - это целая эпоха, которая уже никогда не повторится. Именно с его именем и культурным наследием в наши дни ассоциируются 60-е годы. Сочетая в себе порядок и хаос, музыку и околомузыкальный эпатаж, божественность и неистовость, Джими Хендрикс отображал все эти противоречия в своем творчестве. Своей игрой он выражал чувства и передавал эмоции, гитара была продолжением его души. Культурное наследие Джими Хендрикса было и остается «вне времени» и «вне границ».

Архивная статья журнала Distortion (№3)