22 396 subscribers

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

3,9k full reads

Важный по нынешним временам вопрос. Дело не только в том, что ответ на него как-то забывается, но и в том, что ситуация объективно меняется.

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

Прежде всего:

Зачем это может быть нужно?

Но просто вспомним текущую ситуацию:

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

Такой метод приводит к экономии сил, но и к большим тратам времени и материальных ресурсов.

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

То есть ключевым фактором может стать именно стремление удешевить и ускорить процесс.

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

Историческая аналогия: супероружие, не оправдавшее ожиданий

Тут на память приходит "дредноутная лихорадка" в мире сто лет назад.

В 1906 году появился линейный корабль нового поколения - "Дредноут", исповедовавший новый для того времени принцип "all-big-gun" ("только самый большой калибр"). Это радикально повысило его эффективность в сравнении с додредноутными линкорами* - стоил он вдвое дороже, но эффективнее был вчетверо (как минимум).

Соответственно, все страны, где было хоть что-то, напоминающее военно-морской флот, начали проектировать нечто подобное. И если уж не строить сами, то заказывать строительство у тех, кто строил.

Казалось бы - вот оно: "оружие судного дня", которым будет вестись следующая война! По меньшей мере - война на море**...

Но что вышло на практике?

В ходе Первой Мировой войны всё ограничилось невнятным Ютландским боем без такого уж серьёзного ущерба ждя обеих сторон. Да, в нём формально столкнулись флоты основных противников - Британии и Германии, но "боевой контакт" был весьма "осторожным": и отдалённо не произошло того "морского Армагеддона", который предполагался.

В 1920-х морские вооружения были ограничены международными договорами, линкоры стали куда слабее, чем могли бы быть.

В ходе Второй Мировой же бои линкоров друг с другом стали достаточно типичными, но... Но вершиной морской "пищевой цепочки" стал уже авианосец, а не линкор-"сверхдредноут"! Прежний ведущий класс кораблей оказался к моменту своего широкого применения морально устаревшим: последний линкор классического типа сошёл со стапелей в 1946-м...

Ну, мы же видим аналогии, да?

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

Метки: #история , #хэ-теории , #знак зорро-2022 , #линкоры , #дредноутная лихорадка , #дредноутная гонка

Впрочем, не так всё радужно.

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

То есть операция вырисовывается рискованная. Однако в наше время ситуация несколько улучшилась:

Почему "невозможное - возможно": времена меняются...

То есть это, в принципе, возможно. И знаете, что мне больше всего в этом всём не нравится? То, что эта мысль не вызывает у меня уже ни оторопи, ни особого ужаса. Подобное развитие событий видится если не высоковероятным, то вполне возможным - естественным. Это как раз и означает, что времена изменились. Немыслимое перестало быть таковым...

Сноски:

* Дело было не только в увеличении массы залпа, но и в упрощении управления. Прицеливание тогда велось по "всплескам". При этом всплески от попадания в воду снарядов разного калибра оказывались не отличимыми друг от друга. Так что наличие на корабле орудий только одного калибра существенно упрощало дело.

** Для понимания: вообще-то боевая мощь линкора была колоссальной. Суммарная масса снарядов одного корабля составляла тысячи тонн. Если бы это были обычные фугасные снаряды, то полностью отстрелявшийся по городу линкор нанёс бы ему такие же разрушения, как ковровая бомбардировка. Но снаряды корабельных пушек, разумеется, были рассчитаны на поражение очень хорошо бронированных целей (других кораблей или береговых батарей), при весе в сотни или даже 1000+ кг они содержали лишь небольшое количество взрывчатки.

PS: Эту статью см. также в ТГ-канале в простом текстовом виде:
https://t.me/djadjushka_HE/77

См. также:

Навигатор по каналу "Ходячая Энциклопедия"

Группа ВКонтакте, связанная с каналом

Канал в Телеграм: Дядюшка ХЭ на связи

Мой второй канал - с научно-популярной тематикой:

Море Ясности