60 subscribers

Сарапул — родина первого советского военного самолета

http://modelizm74.ru/gallery/komta-2/
http://modelizm74.ru/gallery/komta-2/

Мы продолжаем знакомить наших подписчиков с глубинкой Удмуртии. Сегодня настала очередь города Сарапула и одноименного района, которые расположились на юго-востоке республики по обоим берегам реки Камы.

Именно здесь, в Сарапульском районе находится одно из мест съемок любимого фильма Иосифа Сталина - «Волга-Волга». В 5 километрах от Сарапула вверх по течению реки  Камы находится небольшое село Яромаска, которое попало в кадры этой музыкальной комедии. В фильме также можно увидеть местную липовую рощу. Правда, за 80 с лишним лет деревья в ней изрядно выросли. Да и берег реки несколько изменился - всё это время шли процессы волновой эрозии и берег обрушался.

Ещё одно место, связанное с этим фильмом, - расположенное в центре Сарапула здание бывшей гостиницы «Камские номера». Летом 1937 года здесь останавливалась московская съемочная группа во главе с примой-актрисой Любовью Орловой и режиссёром Григорием Александровым. Сохранились воспоминания пожилых горожан о том, что во время съёмок фильма, местные жители очень интересовались Любовью Орловой. Дабы удовлетворить их любопытство, в городском парке Сарапула была организована творческая встреча с актрисой. По словам очевидцев, во время этой встречи Орлова показалась сарапульчанам слишком гордой и высокомерной дамой…

Поскольку речь зашла о Сарапуле, то самое время вспомнить о том, что означает название города. По одной из версий, оно происходит от тюркских слов сара (жёлтый») и пуль (рыба) – иным словами оно дано в честь занесённой в Красную книгу рыбы стерляди (семейство осетровых), которая водится в Каме. Когда-то этот город был одним из центров российской обувной промышленности и известен как родина знаменитых сапог «со скрипом». В наши дни в Сарапуле продолжает работать кондитерская фабрика, пивоваренный, а также ликёро-водочный заводы – это в его здании во время «сухого закона» в 1919-20 годах жили бойцы эвакуированного в этот город из прифронтового Липецка дивизиона тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец».

Сарапул является родиной советского авиастроения – именно здесь в марте 1922 года был создан самый первый советский бомбардировщик-триплан под названием «КОМТА» (т. е. «Комиссия по тяжёлому авиастроению). К сожалению, самолет оказался слишком тяжелым для двух двигателей фирмы «ФИАТ», а потому остался существовать лишь в одном экземпляре…

Центром старинного купеческого города Сарапула является, конечно же, Красная площадь. Дело в том, что в старину прилагательное «красный» означало не только «красивый», но и являлось синонимом красоты и державности (вспомните цвет мундиров русских воинов в известном фильме «Иван Васильевич меняет профессию» или  расцветку паспортов в как в СССР, так и в постсоветской России). Одним словом, главные площади многих старинных городов нашей страны отнюдь неслучайно именуют «Красными».

Интенсивное железнодорожное строительство периода дореволюционной России, конечно же, не обошло стороной и территорию нынешней Удмуртии. Так, линию «Казань-Екатеринбург», которая прошла через нынешний Сарапульский район, начали сооружать ещё летом 1914 года. По плану Южный ход Транссиба должны были построить к маю 1917-го, но в действительности это случилось тремя годами позже – уже во время Гражданской войны. Любопытно, что в 1918 году «красные» тянули дорогу на восток со стороны Сарапула, а навстречу им «белые» шли на запад со стороны Екатеринбурга.

Весной 1919 года новая дорога была готова. Но из-за начавшегося 7 апреля наступления «белых» «красные» взорвали железнодорожный мост через Каму неподалёку от Сарапула. Восстанавливать его начали в июле. Лишь 12 марта 1920  года по всей линии «Казань-Екатеринбург» открылось сквозное движение поездов. Однако, оно было вовсе не регулярным. В стране, разорённой двумя подряд войнами (Первой мировой и Гражданской), не хватало паровозов, вагонов, квалифицированных железнодорожников и даже рельсов.

http://modelizm74.ru/gallery/komta-2/
http://modelizm74.ru/gallery/komta-2/

В 1923 году реально обсуждался вопрос о закрытии магистрали «Казань-Екатеринбург» и демонтаже путей, чтобы использовать освободившиеся рельсы для строительства более востребованных на тот момент магистралей. К счастью для Сарапула, в 1924 году на модернизацию этой линии из госбюджета выделили значительные средства, и дорога осталась действующей. Сегодня совершенно невозможно представить себе южную Удмуртию и Сарапульский район без прямого железнодорожного сообщения с Москвой и Сибирью.

Ясно одно, что без железной дороги Сарапул не имел никаких шансов стать одним из промышленных центров СССР, в том числе в области авиастроения. К счастью, этого не случилось, и в годы Великой Отечественной войны по железной дороге в Сарапул был эвакуирован ряд промышленных предприятий. Тогда же, в 1942-м в городе был основан Сарапульский электрогенераторный завод. За годы войны здесь выпустили более 30 тысяч комплектов бортового оборудования для пикирующих бомбардировщиков Пе-2. Сегодня, спустя 80 лет после основания, СЭГЗ производит «начинку» почти для всех отечественных самолётов и вертолётов.

Больше по теме:

7 апреля строители взорвали ЖД мост под Сарапулом

Стальные артерии родникового края

#история #интересные факты #интересный факт #история авиации #удмуртия #сарапул #авиация #самолетостроение #военные самолеты #военная техника