Найти в Дзене
Дмитрий Март

Посадил самолет в кромешной темноте и спас 16 человек

Оглавление

Недавняя статья "Он первым нашёл атомные подлодки США в Индийском океане" вызвала большой резонанс у читателей. Многие просят бывшего командира летного гарнизона «Скулте», подполковника в отставке Николая Гущина, который первым в СССР обнаружил американские подводные лодки в Индийском океане, рассказать еще какую-нибудь захватывающую историю.

Бравый подполковник Н.В.Гущин
Бравый подполковник Н.В.Гущин

Напомним, что в первой публикации Николай Васильевич поведал о том, как едва не погиб, когда его экипаж попал в американские клещи. Уж очень звездно-полосатые были недовольны настырностью советских летчиков. Сегодня бравый летающий снайпер вспоминает, как в кромешной темноте садился в экстремальных условиях в Ливии на авиабазе "Майтига", к востоку от Триполи.

На предельно малых высотах

- Мы бороздили Индийский океан на высоте всего 30 метров от поверхности воды. Дело в том, что в хвостовой части наших самолетов были установлены авиационные поисковые магнитометры.

Они регистрируют нахождение атомоходов, вооруженных межконтинентальными баллистическими ракетами «Поларис» и «Посейдон».

Вот почему мы летала на предельном малых высотах. Задача Ил-38 (по кодификации НАТО - «Май») – это самостоятельный поиск и уничтожение подводных лодок противника.

Сейчас у России появилась новая доработанная модификация Ил-38Н (Новелла).
Сейчас у России появилась новая доработанная модификация Ил-38Н (Новелла).

Управляли вручную

Как я уже говорил, всего в СССР было построено 57 таких серийных боевых воздушных машин.

Раньше в поселке Скулте под Ригой был центр, в котором индусов переучивали летать на наших самолетах Ил-38 и Ту-142.


- Вы летали без автопилота?


- Наши летчики были натренированы на ручное пилотирование. Хотя у нас тоже был автопилот, но у меня от штурвала до сих пор мозоли на руках. Конечно, я говорю образно. Приходилось выполнять задание в очень сложных условиях. На разведку вылетали парой.

Так, 1 февраля 1985 году мы на двух самолетах вылетели на разведку с ливийской авиабазы Майтига. В каждом экипаже Ил-38 - восемь человек, включая переводчика. Ведомым был Анатолий Колупаев.

Линкор «Нью-Джерси» (ББ-62) сегодня стал музеем
Линкор «Нью-Джерси» (ББ-62) сегодня стал музеем

Грозовой фронт

Нашей конкретной целью был линкорн «Нью-Джерси» ВМС США. На нем были установлены новые ракеты, и это представлял особый интерес.

Кстати, в 1984 году именно он вел крупнокалиберный огонь по Бейруту. В 1999 году он был переоборудован в корабль-музей.

Итак, после выполнения задания мы, два советских Ил-38 ВВС Балтийского флота, торопились на ночлег.

Однако на обратном пути у нас по курсу стоял грозовой фронт. Пока его обходили, потеряли время, а вместе с ним и топливо.

Вскоре сумерки сменились черной африканской ночью. За 100 км до авиабазы "Майтига" мы связались с КДП -командро-диспетчерским пунктом. И тут диспетчер-ливиец запросил: мол, не могут ли русские произвести посадку на неосвещенную полосу.

Обесточенный аэродром

«Конечно!» - мы ответили. Для нас посадка без прожекторов была обычным делом. Но при подлете выяснилось, что обесточен вообще весь аэродром!

Не было ни огней взлетно-посадочной полосы, ни рулевых дорожек, стоянки тоже не освещены. Мы видели только одно сплошное черное пятно.

Ситуация складывалась критической. До запасного аэродрома в Бенгази (считался тогда второй столицей) - 600 км.

После 10-часового полета топлива оставалось максимум на полпути. Я взглянул на экипаж и принял решение сделать пристрелочный заход со снижением на посадку и при благоприятных условиях произвести ее.

Во время службы
Во время службы

Русский экстрим

Мы решили «захватить» предполагаемое начало взлетно-посадочной полосы, используя нашу поисково-прицельную система «Беркут».

Стали выполнять задачу поражение с заданного направления. Снижались с выпущенными шасси и закрылками, по сути, в никуда. Действительно какой-то русский экстрим!

Единственным препятствием по курсу захода была мечеть, но она стояла немного левее и была освещена. На высоте 50 метров я принял решение уходить на второй круг, так как мы визуально просто не увидели земли.

Только в момент ухода я заметил под собой очертание бетонки, которая была светлее на общем черном фоне. Понял, что мы все же вышли на взлетно-посадочную полосу.

Николай Васильевич умеет и верхом. Поселок Скулте. Рядом с легендарным фронтовым бомбардировщиком-памятником Ил-28
Николай Васильевич умеет и верхом. Поселок Скулте. Рядом с легендарным фронтовым бомбардировщиком-памятником Ил-28

Гробовое молчание

Закончив разворот и не убирая шасси, отправился к ней, родимой. Решение о посадке сообщил ведомому экипажу. Попросил Колупаева визуально наблюдать за собой. Я должен был ему помочь сесть.

На втором заходе с высоты 30 метров прямо по курсу увидел только начало полосы. Когда свет посадочных фар зацепился за бетон, сработала сигнализация «опасная высота».

А дальше все уже, как говорится, делом техники. То есть на большой скорости рулить к началу ВПП, чтобы помочь Колупаеву.

Диспетчер, хранивший гробовое молчание в течение 2 заходов, попросил освободить полосу. Пришлось, мягко говоря, по-русски его послать.

По бокам извилистой рулежной дорожки стояли ливийские Миги, «Миражи» и другие машины. Я подрулил как можно ближе к полосе и установил самолет под острым углом по направлению к курсу посадки.

Американские летчики старались прикрыть свои корабли, чтобы вероятный противник не смог к ним близко приблизиться
Американские летчики старались прикрыть свои корабли, чтобы вероятный противник не смог к ним близко приблизиться

Перешли на русский

Когда появился мой ведомый, мы включили посадочный свет, чтобы было видно начало ВПП.

На мой вопрос «Начало полосы видишь?», Колупаев вопреки всем правилам ответил по-русски, радостно крикнул на всю Африку: «Вижу, командир!»

Хотя в Ливии, понятное дело, нужно было говорить на английском. Когда наш второй балтийский Ил-38 благополучно сел, ливиец тоже в нарушении инструкции по-русски произнес одно-единственное слово: «Спасибо!»

Тогда 16 человек были спасены. А значит, отцы 16 семейств нашей скултской эскадрилии остались живы и благополучно вернулись домой, под Ригу.

Фото из архива Николая Васильевича Гущина.

Читайте еще статью о Н.В.Гущине:

Он первым нашёл атомные подлодки США в Индийском океане https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/on-pervym-nashel-atomnye-podlodki-ssha-v-indiiskom-okeane-5d7605f4f557d000aee1b322

См. статьи о космонавтах:

Космонавт Алексей Леонов об инопланетянах:

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kosmonavt-aleksei-leonov-ob-inoplanetianah-5ce8652c2c277e00b5cfebd8

Витамины для космонавтов

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/vitaminy-dlia-kosmonavtov-5cc1621410654100b2d857b5

Как Юрия Гагарина прикрывали с моряhttps://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-iuriia-gagarina-prikryvali-s-moria-5cb36cfacc595b00b3b86a25

Чем занимаются космонавты на борту

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/chem-zanimaiutsia-kosmonavty-na-bortu-otkrovennyi-razgovor-s-geroem-rossii-iuriem-usachevym-5cb03e870b1fb500b33a9751

Московская дача Сергея Королёва: что интересного внутри

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/moskovskaia-dacha-sergeia-koroleva-chto-interesnogo-vnutri-5cb46b89bccc8900b2ef6f32

Дочь Сергея Королёва рассказала, почему её отец выбрал Юрия Гагарина в качестве первого космонавта https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/doch-sergeia-koroleva-rasskazala-pochemu-ee-otec-vybral-iuriia-gagarina-v-kachestve-pervogo-kosmonavta-5d2c1b0ee854a900ac3df9b0

Юрий Батурин рассказал, о чём чаще всего спрашивают космонавтов

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/geroi-rossii-iurii-baturin-rasskazal-o-chem-chasce-vsego-sprashivaiut-kosmonavtov-5cf058c082809b24a1ce7398

Об инопланетянах глазами покорителя космоса

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/verit-li-kosmonavt-aleksei-leonov-v-inoplanetian-5cfc0e9c1b104c00afefacf6

NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart, ставьте, пожалуйста, лайки, смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!