Царь Горы. Питер Брок.

Так вышло, что я много рассказывал об австралийских автомобилях и совсем немного об австралийском автоспорте. А рассказать есть что – жизнь по ту сторону планеты хоть и очень отличается от нашей, однако не менее захватывающая. Погонять на железных конях потомки британских каторжников и колонизаторов любили всегда. Есть у них и свои легенды, одной из которых стал гонщик кузовного чемпионата Австралии, трехкратный чемпион Питер Брок.

Родился Питер в пригороде Мельбурна в 1945 году, где и прожил всю свою жизнь. Первым автомобилем юноши стал очень скромный Austin 7, самый дешевый и простой автомобиль Англии 1920-1930-хх годов. Обошелся он ему всего в 10 долларов и был в удручающем виде – вовсе не имел тормозов, а кузов был в столь ужасном состоянии, что единственным логичным решением стало просто от него избавиться.

Первый автомобиль
Первый автомобиль

В 1965 году Питер Брок был призван в армию и командирован во Вьетнам, где служил водителем в медицинском подразделении, и, как рассказывают сослуживцы, постоянно устраивал нелегальные гонки на служебном автомобиле. Забавно, что в эти же годы, в том же районе проходил службу Дик Джонсон – в последующем один из самых неудобных соперников Брока, о котором я упоминал в статье о гоночной серии V8 Supercars.

Дебют Брока в профессиональных гонках серийных автомобилей состоялся в 1969 году. Выступать он начал за команду Holden Dealer Team, дебютировавшую в том же году, и являвшуюся одной из официальных команд марки Holden. Вторым гонщиком команды стал так же дебютант – Колин Бонд, ставший впоследствии не менее легендарным гонщиком. Выступали они на Holden Monaro GTS350 в опасной 500-мильной гонке по горной трассе Mount Panorama. Колин Бонд со своим напарником стал победителем той гонки, Питер Брок занял третью ступень подиума. В 1972 году Брок одержал победу в этом чемпионате, преодолев всю дистанцию, не прибегая к помощи второго водителя.

С наступлением 1972 года правила претерпели серьезные изменения: Дистанция гонки увеличилась до 1000 миль и регламентом стало регулироваться количество гонщиков, а также время, проведенное за рулём. Однако, и при таком регламенте, экипаж Брока приезжал первым к финишу еще 9 раз, 6 раз он стартовал с поул-позиции. За это время он установил несколько рекордов, в частности, в 1979 году на 6 кругов опередил ближайшего преследователя. Другим его достижением на этой трассе стала победа в 24-часовой гонке в 2003 году. Этими достижениями Питер Брок заслужил неформальный титул «Царь Горы» и поворот на Mount Panorama, названный его именем.

Девять раз Брок становился победителем в 500-мильной гонке туринговых автомобилей на скоростной трассе Sandown, этот результат так же никем не был превзойдён.

Помимо гонок на серийных автомобилях, в 1973 году Питер Брок пробовал себя в австралийском чемпионате Формула 2, и в одной из гонок даже занял второе место, уступив лишь чемпиону того года.

С 1980 по 1987 год он участвовал в разработке спортивных автомобилей Holden, необходимых для омологации в гоночных сериях. В 1988 год его пригласили выступать за BMW на M3. На ней он смог выиграть лишь одну гону в сезоне. А в 1989-1990 годах выступал на турбированной легенде – Ford Sierra RS500. Еще одним автомобилем, на котором он выступал помимо Holden, был Volvo 850.

Питер Брок в большей степени был австралийским гонщиком и старался не пропускать ни одной гонки своего чемпионата, однако в разные годы неплохо показывал себя в отдельных гонках по всему миру. Выступал в туринговых чемпионатах в Европе, трижды выступал в 24 часах Ле-Мана. Неожиданно для многих занял второе место в гонке Спа 24 на Vauxhall Magnum, уступив первое место экипажу на BMW 530. Еще больше он поразил своих фанатов, выиграв сложнейшую раллийную гонку Австралии протяженностью 20 000 км в 1979 году.

Официально с гонками Брок «завязал» в 1997 году, но продолжил выступать в отдельных соревнованиях за разные команды, зачастую принося им победы. В 2003 году, к примеру, 58-летний Брок в команде с тремя другими гонщиками, одержал победу в 24-часовой гонке на Mount Panorama. Это была его десятая победа на этой трассе.

Помимо гонок, Питер Брок вёл общественную и коммерческую деятельность. Он активно выступал против вождения в пьяном виде, его автомобиль с середины 70-х выступал под номером 05, что символизировало допустимую норму содержания алкоголя в крови водителя: 0,05%.

А в сложные для себя времена, в середине 80-х, Брок наладил импорт и продажу в Австралии автомобилей ВАЗ семейства Samara. Дешевые легковушки никак не вязались с именем гонщика выступавшего на V8, однако предприятие оказалось успешным!

8 сентября 2006 года, Питер Брок принимал участие в гонке Targa West, которая проводилась по горной дороге. Выступал он на Daytona Sportscar, австралийском автомобиле, реплике Shelby Daytona, построенном на агрегатах Holden Monaro. За три километра до финиша, в левом повороте он сорвался в пропасть и пролетев 50 метров упал на дерево. 61-летний Питер Брок погиб мгновенно. Причины аварии так никогда и не были озвучены.

В 2008 году, у Национального Гоночного Музея был открыт памятник, посвященный любимому гонщику австралийцев, прожившего всю жизнь за рулём, и преданного гонкам до последней секунды.