Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

2 September 2017

Об автомобилях Ford прекрасно знают все, с недавнего времени читатели моего блога в курсе и самолётов Ford, но катер Форда кому-нибудь известен? Конечно, сама компания водный транспорт не выпускала, зато основатель марки Ford Генри Форд был владельцем весьма известного скоростного катера Evangeline.

Владелец собственной компании Hacker Boat Co. Джон Хакер, специализировавшийся на лодках и катерах, был добрым другом Генри Форда и оба они мечтали вывести на рынок совместный продукт. В итоге мечты ни во что реальное не вылились, однако сам Форд владел небольшой флотилией судов производства Хакера. Самым известным (поскольку он оказался единственным дошедшим до наших дней) является 33-футовый (десятиметровый) скоростной катер по имени Evangeline.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Генри заказал катер в 1920-е годы и он был самым мощным и быстрым в его флотилии. Оснащённая 12-литровым двигателем Liberty L-12, который выдавал 450 л.с. и в своё время использовался на боевых самолётах и даже танках, лодка превращалась в настоящую водную ракету. Стремительные обводы катера вкупе с могучим мотором позволяли разгоняться до 49 миль в час (79 км/ч), что было даже быстрее гоночных катеров той эпохи! Свой вклад в создание катера внёс и Эдсел Форд — сын Генри увлекался водными гонками, однако точка на этом увлечении была поставлена после аварии Nine Ninety Nine. В августе 1924 года во время гонки Gold Cup Race на реке Детройт катер загорелся и едва не погубил свой экипаж. Генри Форд не стал дожидаться трагедии и свернул своё участие в лодочных гонках. Но Evangeline себе оставил.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Ну как себе. Он подарил её Эванджелине Коте Дэлингер — жене своего шофёра Раймонда Дэлингера, а по совместительству своей любовнице. Устроив для Эванджелины брак с Раймондом, Генри всё-таки не забывал наведываться к ней в гости. История умалчивает, знал ли Раймонд о связях своей жены с Фордом-старшим, но вряд ли название лодки было простым совпадением.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Нанятая в 17-летнем возрасте стенографисткой, Эванджелина быстро выросла до личного секретаря Генри, а позже и вовсе стала одной из самых влиятельных персон в империи Ford. Основатель компании на протяжении 35 лет крутил роман с Эванджелиной и помимо катера подарил ей 150-акровый участоков Дирборне с особняком с 38 комнатами и эллингом на реке Руж (оттуда в спальню вёл секретный ход), загородный дом на озере Гурон и самолёт-амфибию Curtiss SOC Seagull — Дэлингер была первой в Мичигане женщиной с пилотской лицензией. Впрочем, к теме катера это отношения не имеет.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Подарок Генри Форда хранился в семье Дэлингеров до начала 1950-х годов, когда катер был продан в первый раз и до 1990-х неоднократно менял владельцев. Несмотря на частую смену хозяев, лодка сохранилась весьма неплохо — она оставалась на плаву, практически не подвергалась переделкам и могла спокойно использоваться по прямому назначению. Но только в случае ремонта двигателя. Как бы то ни было, в 2008 году Evangeline вновь перешла в новые руки и тут случилось чудо.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Хвастаясь перед друзьями новой покупкой, владелец лодки и не подозревал, что его жизнь поменяется. Один из товарищей счёл, что где-то катер этот уже видел и не поленился поднять архивные фотографии, которые подтвердили — да, это та самая Evangeline, которая была любимой лодкой Генри Форда и объектом гордости Джона Хакера, считавшего 33-футовое судно лучшим плодом своего труда.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда
Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

С того момента судьба лодки была предрешена — её решили реставрировать до того вида, в котором она пребывала в руках Генри Форда. Ситуация осложнялась тем, что хозяину удавалось работать над Evangeline в свободное от основного труда время, поэтому процесс затянулся.

Сложности вызвала реставрация мотора, а также приведение в оригинальный вид приборной панели, всех, соответственно, датчиков на ней, поиск необходимых сортов дерева и не только.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда
Полный размер
Полный размер

Поскольку лодка строилась по спецзаказу Генри Форда, в ней было немало технических решений, разработанных инженерами его компании, которые отличались от общепринятых в судостроении. Пришлось привлекать к работе автомобильных историков.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда
Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Серьёзно повозиться предстояло с интерьером. Немало времени ушло на поиск соответствующей оригинальной отделке кожи для уникальных сидений-ковшей, которые в те годы не использовались на катерах. Отдельной историей стало восстановление металлических элементов, которые были либо из никелированной латуни, либо из полированного алюминия.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Вновь на воду Evangeline была спущена в 2015 году — после почти десяти лет реставрации катер испытали на озере Эльсинор, нарушив при этом несколько местных законов. Но это простили — слишком уж значимым был момент.

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда

Спросите, почему я вспомнил об Evangeline именно сейчас? Просто катер будет одним из лотов автоаукциона, проходящего в рамках Monterey Car Week-2017 — за любимое судно Генри Форда ожидают выручить от $1,25 до $1,75 миллиона. Не правда ли, она того стоит?

Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда
Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда
Человек и пароход: Evangeline — любимая женщина-катер Генри Форда