Хенри Тойвонен. Ничья в сражении с Group B

12.08.2017

Кажется, что судьба отдельных людей порой предрешена. С детства, тем или иным способом, она подталкивает своего подопечного, направляет с колыбели в нужную сторону, не предлагая никаких альтернатив. А в конце ставит жирную точку. Так случилось и с Хенри Тойвоненом.

Когда ты появляешься на свет в семье успешного автогонщика, беззаветно влюбленного в своё ремесло, у мальчишки практически нет шансов не последовать его примеру. Так сформировалась уже не одна династия автогонщиков. Отец одновременно становится другом, кумиром и тренером. Паули Тойвонен был выдающимся гонщиком своего времени, он неоднократно поднимался на подиум таких престижных раллийных соревнований как Ралли 1000 Озёр, Ралли Монте-Карло, Сан-Ремо и Акрополис, а также стал чемпионом 1968 года и выступал за Citroën, Lancia и Porsche. Оба сына Паули пошли по его стопам. Младший, Гарри, с переменным успехом также выступал в ралли, затем пробовал себя в 24 Часах Ле-Мана. А вот Старший сын, Хенри Тойвонен, унаследовал изрядную долю отцовского таланта, получив в довесок упорство, трудолюбие и удачу.

Гарри, Паули и Хенри Тойвонены
Гарри, Паули и Хенри Тойвонены

За руль Паули посадил старшего сына в возрасте пяти лет, и первыми доступными для мальчишки гонками стал картинг. Кстати, когда он вырос из картинга, его карт купили родители 6-летнего Мики Хаккинена. Довольно долго Хенри занимался кольцевыми гонками. Став чемпионом Финляндии в туринг чемпионате, он вернулся к классу авто с открытыми колёсами – Формула Vee, юношеский чемпионат, где участвуют автомобили собранные из агрегатов Volkswagen. В 1977 году парень стал чемпионом Финляндии и, возможно, далеко бы ушел в кольцевых гонках, однако на семейном совете было решено, что кольцо слишком опасно и Хенри следует последовать примеру отца – полностью переключится на ралли…

На заре раллийной карьеры
На заре раллийной карьеры

Еще в 1975 году Хенри пробовал себя на финском этапе мирового чемпионата, однако из-за неисправности его экипаж пришел лишь 36-м, второй раз за руль раллийного авто он сел уже завершив карьеру в кольцевых гонках – в 1977 году. На том же этапе, ралли 1000 Озёр, за рулём Chrysler Avenger он занял 5-е место.

В первой гонке Финского чемпионата 1978 года, Арктическом ралли, новичок приехал на втором месте, уступив победителю, легендарному Ари Ватанену 3:44 минуты, а у Маркку Алена, ставшего чемпионом этого года, он отыграл семь минут. По ходу чемпионата он так и не получил постоянного места в какой-либо команде и постоянно выступал на разных авто, кроме того, принимал участие в Финском, Британском и Европейском чемпионатах, одерживая победы и поднимаясь на подиум. В 1980-м Хенри Тойвонен получил приглашение в заводскую команду английской компании Talbot.

Уже в январе, в первой же гонке сезона Финского чемпионата, молодой гонщик одержал победу. Однако затем последовали неудачи, у Хенри был очень агрессивный и рискованный стиль, который регулярно приводил к авариям, из четырёх событий Мирового чемпионата в которые его заявила команда, Хенри завершил лишь два. Пытаясь как-то изменить ситуацию, Talbot за сезон сменил ему трёх штурманов.

Выступая на Британском этапе Мирового чемпионата, протяженностью 700 км Тойвонен не рассчитывал на победу, пророча первую ступень пьедестала своему более опытному соотечественнику Ханну Миккола, однако на финише он оказался на 4 минуты раньше конкурента. В возрасте 24 лет Хенри стал самым молодым победителем этапа WRC.

Эта победа стимулировала Talbot на более плотное сотрудничество с Хенри Тойвоненом в 1981 году. Его заднеприводный Sunbeam Lotus сильно уступал соперникам, но Хенри достаточно стабильно приезжал в очковой зоне, и при его участии команда получила 1-е место в кубке конструкторов.

В 1982 году Хенри был приглашен в команду Rothmans Opel, в которой выступали такие звёзды, как чемпион 1981 года Ари Ватанен, чемпион 1980 и 1982 годов Вальтер Рёрль и чемпион Великобритании, отец Колина Макрея Джимми Макрей. Уже в первой же своей гонке, ралли Португалии, Тойвонен блестяще себя показал, лидируя на протяжении пяти спецучастков, но, к сожалению сошел с дистанции. Из четырёх его гонок в чемпионате мира 1982-го две он завершил на 3-ем месте. Кроме того, участвовал в чемпионате Великобритании и Европы, а также вновь начал выступать в кольцевых гонках: Британская Формула 3 и тесты в Формуле 1. Эдди Джордан очень высоко ценил талант Тойвонена и ставил его по уровню мастерства на одну ступень с Сенной, будучи уверенным, что тот мог бы одержать победу в Гран-При.

В 1983 Тойвонен получил заветный билет в группу Б, которой суждено будет стать легендой. Во многом благодаря Хенри. Сезон он начинает на новой Manta 400. Правда, чемпионат мира не оказался успешным. 5 гонок и только два финиша, на 4-м и 6-м месте. Однако, успешными получились выступления в Европейском и Британском чемпионатах. Спортсмен вновь пробовал себя в кольцевых гонках: участвовал на Porsche 956 в чемпионате суперкаров.

В 1984 Хенри получил контракт от заводской команды Peugeot Talbot Sport, но так ни разу за неё не выступил, зато много выступал в европейском чемпионате за Rothmans Porsche и, с большой вероятностью бы стал чемпионом Европы, но повредил спину и пропустил несколько гонок, став вице-чемпионом. Тем не менее, он обратил на себя внимание команды Lancia Martini, получив контракт от них. Не успев как следует освоиться за рулем Lancia 037, две гонки он завершил преждевременно, но в домашней 1000 озёр добыл команде бронзу.

Lancia 037
Lancia 037

1985 год начался из рук вон плохо. В первой гонке Европейского чемпоната Хенри врезался в стену и еще сильнее повредил спину. Следующий удар его и всю команду настиг в начале мая. Их коллега по команде и друг насмерть разбился на этапе в Корсике. Кроме того, заднеприводная Lancia 037 с 325 л.с. едва поспевала за конкурентами из Peugeot и Audi. К концу сезона подоспела полноприводная Delta S4 с турбиной и механическим нагнетателем, которые позволяли разгоняться ей на гравийном покрытии до сотни примерно за 2,3 секунды! Тойвонен в первой же гонке на новом авто занял первое место. Второе место также заняла Lancia Delta S4. По совокупности заработанных в сезоне очков, Хенри Тойвонен занял шестое место в турнирной таблице. К сожалению, высшее достижение в его карьере.

Lancia Delta S4 на ралли Монте-Карло
Lancia Delta S4 на ралли Монте-Карло

1986 год ознаменовался великолепной победой в престижной первой гонке – Ралли Монте-Карло. Эта победа была особенно важна для всей семьи Тойвонен. Дело в том, что 20 лет назад, в этой гонке участвовал отец Хенри, и из-за глупейшей дисквалификации (несоответствие нормам света фар) были дисквалифицированы все финишировавшие перед ним гонщики. Паули был лишь 4-м, как настоящий спортсмен и просто мужчина, он не был рад такой победе. После победы сына, Паули с гордостью сказал, что имя Тойвоненов очищено.

Другой трагичный инцидент произошел в Португалии, гонщик Хоаким Сантос на Ford RS200 не справился с управлением и врезался в толпу зрителей. Погибло 3 человека, еще 30 получили различные травмы. Гонщики Lancia отказались участвовать в гонке, но официальная команда их не поддержала. Хенри на это заявил, что Lancia не интересует ничего кроме победы.

Перед ралли Корсика
Перед ралли Корсика

1-го мая стартовал этап Корсика – сложнейший маршрут по горным серпантинам. Хенри Тойвонен сильно грипповал, но не желал пропускать еще один этап, имея неплохие шансы на победу в чемпионате. Шел он с неплохим отрывом, однако комментировал, что это безумный этап, тем не менее, если что-то пойдёт не так, он скорее отступит. Он отмечал, что мощность Lancia Delta S4 избыточна для этой трассы и очень сложно постоянно держать автомобиль под контролем. По итогу первого дня он отметил, что по ощущениям это равно 4-хкратному прохождению 1000 озёр.

Тот самый поворот. Тогда тут не было ограждения.
Тот самый поворот. Тогда тут не было ограждения.
И обрыв...
И обрыв...

Второго мая, в крутом левом повороте, Lancia улетела с обрыва и с высоты рухнула на крышу. Через несколько секунд автомобиль взорвался. Даже если Хенри Тойвонен и его штурман Сержио Кресто выжили после падения, они бы не успели выбраться из автомобиля до взрыва. Оба погибли, автомобиль сгорел дотла. На этом участке трассы не было ни одного свидетеля, об аварии догадались лишь когда спустя предполагаемое время, Lancia так и не прибыла на финиш спецучастка. Причина аварии так и осталась загадкой.

Всё что осталось от Lancia
Всё что осталось от Lancia

Через несколько часов после аварии, руководитель авто-спортивной федерации (предшественницы FIA) принял решение о закрытии группы Б как слишком опасной, по окончании сезона. Audi и Ford отказались от дальнейшей борьбы досрочно. Последовавшее расследование федерации автоспорта показало, что человек не способен в полной мере контролировать столь мощную технику без серьезной опасности для себя и окружающих. Человеческий организм попросту не может реагировать на происходящее со скоростью, соответствующей столь быстрому автомобилю.

Тойвонен и Кресто
Тойвонен и Кресто

Много говорили о безумных авто группы Б, в частности сами гонщики заявляли, что лучше чем Хенри, с Lancia Delta S4 никто не мог управиться, а сам Хенри постоянно предупреждал, что ею очень сложно управлять и порой складывается ощущение, что та живёт своей жизнью.

У Хенри Тойвонена были супруга, маленькие сын и дочь. Армия раллийных фанатов и гонщики по-прежнему чтят его память. На злополучном повороте всегда лежат свежие цветы, и стоит бутылка Martini.