Карпулинг. Кто меня сегодня отвезёт на работу?

09.10.2017

Проблема заполненных улиц и магистралей известна уже очень давно и продолжает распространяться по всему миру. С тех же пор люди ищут способ найти баланс между нашей потребностью в комфорте и в снижении трафика для сокращения времени в пути. Опустим сейчас спорные инициативы мэрии Москвы и многих других городов России и рассмотрим опыт других стран.

Жители больших городов, отправляясь на работу, за покупками в магазин или еще по каким-нибудь очень важным делам, пытаются просчитать время до минуты, потому как более ценного ресурса в мегаполисе нет. И, выезжая на дорогу, мы встречаем тысячи таких же, спешащих по делам, людей за рулём своих автомобилей. Так как автомобили более не являются предметом роскоши, а лишь инструментом для выполнения разного рода задач, то в одной семье их может быть несколько, и каждый день все они примерно в одно и то же время выезжают на дорогу.

Так вот аналитиками ряда стран в качестве выхода видится такое явление как карпулинг или райдшеринг. Карпулинг – это совместное использования автомобиля с целью снижения расходов на топливо, парковку, платные участки дорог и ремонт, уменьшения выброса вредных веществ и что порой немаловажно – использование карпулинга позволяет избежать стресса от езды за рулём. Если же карпулинг получает широкое распространение, то еще одним его следствием может стать снижение трафика. Отличительной особенностью карпулинга от нелегального такси является то, что попутчики подбираются таким образом, чтобы владельцу автомобиля, едущему, к примеру, утром на работу, не приходилось сильно отклоняться от своего привычного маршрута, дабы забрать и высадить попутчиков. Есть в этом явлении и социальное значение. В век, когда виртуальное общение вытесняет личное, карпулинг способствует новым знакомствам и живому общению.

Наибольшей популярностью карпулинг пользуется для поездок на работу в город из пригородов, а также для поездок между городами. Если одному из попутчиков удобнее выйти значительно раньше, чем находится конечная точка владельца автомобиля, то он оплачивает поездку соразмерно пройденному пути. Все договорённости о размере оплаты происходят заранее, до поездки.

Значительную поддержку карпулинг получает в Штатах. Для автомобилей с двумя и более пассажирами на некоторых загруженных магистралях тут предусмотрена выделенная полоса движения. В то время как весь поток толкается в пробке, водитель нашедший себе попутчиков (коими могут быть даже члены семьи и соседи), мчит на максимально-разрешенной скорости по выделенной полосе. Так что время, затраченное на то, чтобы подобрать и развезти пассажиров, окупается с лихвой. Иногда перед такими участками дороги организуются специальные остановки, где водители ожидают своих попутчиков и наоборот. Некоторые компании для сотрудников, пользующихся карпул-сервисами, резервирует привилегированные места на паркинге. Отдельные компании также стимулируют своих сотрудников объединяться для поездок на работу. Это экономит места на служебных парковках. Финансовая поддержка таким сервисам оказывается правительствами Великобритании и Норвегии.

Однако, встречается и обратная реакция. В Венгрии полиция несколько раз устраивала облавы на водителей, предлагавших свои авто для карпулинга, обвиняя тех в налоговом преступлении – якобы таким видом деятельности может заниматься только такси с лицензией, а водители получают прибыль с которой не платят налогов. Полицейские регистрировались на сайтах посвященных карпулингу, где и находили своих жертв. Наказанием становились солидные штрафы.

Условно карпулинг можно разделить на три вида. 1) Регулярный карпулинг – когда поездки осуществляются постоянно и примерно по одному и тому же маршруту. Обычно в таком виде участвует более-менее стабильный экипаж. В течение недели каждый из членов экипажа может побывать в роли водителя, развозя других на своём автомобиле, а иногда владелец автомобиля может передавать управление, чтобы отдохнуть от дороги. 2) Нерегулярный карпулинг – обычно на длительные расстояния. Попутчики начинают подыскиваться заранее и условия поездки оговариваются индивидуально. 3) Динамический карпулинг – на короткие расстояния, нерегулярно и как альтернатива общественному транспорту. Динамический карпулинг стал возможен благодаря широкому распространению интернета, смартфонов и специальных мобильных приложений.

На самом деле, различные онлайн-сервисы и приложения позволяют находить попутчиков при любом виде карпулинга, однако попутно решают и другие задачи. Например, вполне обоснованно многие боятся садиться в машину к незнакомцам или же пускать незнакомцев в салон. Приложения для карпулинга действуют по такому же принципу, что и приложения для такси — пользователи оценивают друг друга, из чего складывается репутация и услугами проблемных водителей и пассажиров просто перестают пользоваться.

О том, чтобы использовать автомобиль совместно и тем самым экономить природные ресурсы, заговорили в годы Второй мировой войны в Штатах. Рдним из инициаторов была Американская Автомобильная Ассоциация. В те годы минимум одним автомобилем владело уже подавляющее большинство семей и рациональное использование транспорта было призвано снизить гражданское использование ресурсов более необходимых для фронта, дабы избежать дефицита. Вновь обратиться к карпулингу американцы были вынуждены после нефтяного кризиса 1973 года. После того, как ряд восточных стран, добывающих нефть, прекратил по политическим причинам поставлять её в Штаты и ряд европейских стран, что осушило миллионы заправочных пистолетов по всей стране и парализовало автомобильное движение. Для того, чтобы организовывать совместные поездки, создавались клубы, заявки на поездки можно было присылать по почте или оставлять по телефону. Едва ли карпулинг может стать панацеей от всех бед, но, безусловно, он способен решить часть проблем как автомобилистов, так и властей